search
main
0

Аленькие цветочки Открытый урок – не пересказ учебника

На конкурсе “Учитель года России-2002” с глобальной задачей под кодовым названием “Большую науку – в массы” пытались справиться шесть учителей номинации “Практико-ориентированное обучение”.

Сергею ЦИКЛОВУ, биологу из Владимирской области, “повезло” больше всех: в московской школе N 812, принимавшей “практиков”, конкурсный день начался именно с его “соло”. Еще больше ему повезло накануне, при “дележе” тем конкурсного испытания. И Циклов, и его коллега-соперница Надежда АКАТОВА из Астраханской области, не сговариваясь, выбрали один и тот же 10-й класс. Темы поделили вполне мирно – без ссор, драк и взаимных оскорблений: Циклов с явным вздохом облегчения взял “Белки”, Надежда Ивановна, с не меньшей радостью – ДНК.
Понятие “практико-ориентированное обучение” Сергей Борисович воспринял и воспроизвел по-своему: новое не столько для будущего, сколько при помощи прошлого. Слушая ненавязчивые рекомендации учителя, десятиклассники быстро, легко и играючи доказали, что белки – основа всех процессов жизнедеятельности. Где и когда они смогут применить эту информацию на практике – не о том речь, тут была другая цель: показать ребятам, как просто самостоятельно добывать новые знания, если умеешь грамотно распоряжаться уже имеющимся опытом. Почти все тридцать минут урока в классе шел эксперимент с попутными рассуждениями и выводами. Если поместить растение элодею в перекись водорода, то через какое-то время пробирку заполонят пузырьки. Вы считаете, что это кислород? Удивительная прозорливость, но и она требует доказательств. Если поджечь лучину, она будет гореть, а огонь немыслим без воздуха. Дельное доказательство, нестандартное. А теперь составим формулу таинственного превращения перекиси. Вот это да, она может обернуться кислородом и водой. Сама по себе, без посторонней помощи? Конечно, нет, всему “виной” – фермент – каталаза, белок. Он “спровоцировал” обмен веществ, а ведь именно обмен веществ лежит в основе всех процессов жизнедеятельности. Круг замкнулся. Истина восторжествовала, Циклов оказался во втором туре, не повезло только элодее – чужая жажда знаний ее погубила…
Второй и четвертый уроки – экономика. Елена ПРОХОРОВА из Пятигорска и Олег ГОРБУНОВ из Ямало-Ненецкого автономного округа также работают в одном девятом классе. И вновь две темы – “Понятие о спросе” и “Типы экономических систем”. Тут тоже обошлось без рукоприкладства. Оба выбирают “Спрос”. Елена Владимировна дает классический урок, наполненный графиками и карточками. Она так же, как и Циклов, заставляет детей постигать новое через уже когда-то узнанное и осмысленное. Примеры приводит самые простые и доходчивые: вы скорее купите у меня одну и ту же шариковую ручку, если она будет стоить 2 рубля или 30 рублей? Сколько ручек вы готовы купить за ту или иную цену? Девятиклассники сами формулируют понятие о спросе, перечисляют факторы, влияющие на него: доходы, мода, сезон, реклама. Самый потрясающий момент урока – самоконтроль: каждый получает “вопросник”, где правильные ответы заклеены непрозрачным скотчем. Жюри и гостей эта техническая находка, эта “женская штучка” умиляет больше всего. Вывод: хочешь попасть во второй тур, удиви окружающих “аленьким цветочком”, диковинкой, простенькой, но со вкусом.
Горбунов, впрочем, тоже запасся “кунштюком”. Свой “Спрос” он построил на стихотворении Сергея Михалкова “Как старик корову продавал”. Потом, правда, оказалось, что поэма эта больше подходит для изучения законов рекламы… Зато как эффектно! Олег Петрович вообще – воплощение эффектности: высокий, статный, с гипнотическим взглядом и убедительной, образной, грамотной речью без мусорных “э-э-э” и “мэ-э-э”. Он раскладывает проблему по полочкам, препарирует ее и расчленяет на десятки частей, каждая из которых уже не проблема. Рынок, по Горбунову, – это игровое поле, где действуют два игрока – покупатель и продавец. У каждого своя цель: продать подороже и купить подешевле. После такого объяснения понятие спроса и факторы его изменения выкристаллизовываются у слушателей сами собой. Горбунов учит ради вполне реального будущего, с его занятий можно сразу отправляться в “большое плавание”, он ставит конкретные цели, маяки и ориентиры. По сравнению с Прохоровой он ярче, образнее и логичнее. “Сгубило” его только неверно подобранное стихотворение.
Ради вполне конкретного “завтра” работают и Любовь ИВАНОВА, химик из Орла, и Александр ГАРЯЕВ, преподаватель физики из Перми. Иванова и в душе, и на деле – эколог. По ее мнению, знание химии для обычного, среднестатистического школьника – это возможность обезопасить себя и окружающих. Понимание элементарных законов очищает окружающий мир. Ну, например, кто из городских начальников, отдавая приказ о сжигании очередной партии мусора на свалке, задумывается о том, что союз огня и банальных, пестреющих тут и там полиэтиленовых пакетов из-под молока освобождает миллиарды смертоносных ядовитых частиц, продукт раскаленного пластика и белка? Да никто, потому что химию учили плохо, и не Любовь Викторовна ее им преподавала. Но московские десятиклассники, побывавшие на ее занятии по теме “Алканы. Метан”, будут куда дальновиднее. Во всяком случае они теперь знают, как удалять с поверхности океана нефтяные пятна. Умные и работящие собирают нефть вручную, очень умные, но ленивые, не собирают, “шевелят мозгами”, вспоминают, что изучаемый метан горит, значит, его можно подвести под пятно, поджечь, очистить море и не пачкать при этом рук….
Гаряев тоже заставляет своих питомцев-восьмиклассников думать. Но не столько о безопасности, сколько о комфорте. Тема – “Теплообмен в природе и технике”. Хороший термос одинаково безупречно сохраняет и жар, и холод. Чтобы это понять, нужно ознакомиться с термином “конвекция”, узнать, почему и куда ветер дует, соорудить из двух стеклянных трубок “дымоход” и разобраться в том, что такое тяга. Урок Гаряева состоит из нескольких частей, казалось бы, имеющих мало отношения друг к другу. Он перескакивает с темы на тему, недоговаривает, глотает слова и целые фразы, опережает тебя на несколько мыслей, а ты, слушатель, бредешь за ним, как кролик за удавом. Ничего не понимаешь, а все равно бредешь. Расчет Александра Владимировича прост – из многих разноцветных кусочков в конце концов сложится очень симпатичная картинка-мозаика, мысли, одна другой сумбурнее, встанут в строй “по росту”. Повторить за ним, скопировать его метод и технику невозможно, для этого нужно понять ход его мыслей, а это уж невозможно вдвойне…
Надежда АКАТОВА, биолог из Астраханской области, начала урок ярко, красиво, так, что слушателей холодный пот прошиб и мурашки от ужаса и восторга по спине пробежали. “Первая чеченская кампания. Начало 90-х. В военном морге Ростова-на-Дону в цинковых гробах лежат тела сотен и сотен солдат. Опознать их нет никакой возможности. Помочь может только анализ ДНК” – в классе такая тишина, что в ушах звенит. Что же дальше? Разговор о том, какую еще страшную или ценную службу может сослужить дезоксирибонуклеиновая кислота? Об установлении отцовства, генной инженерии, да мало ли о чем еще можно узнать после такого начала. Но нет. Надежда Ивановна переходит к подробному объяснению строения и структуры ДНК. Тимин, аденин, гуанин, цитозин, с каждым новым термином лица слушателей становятся все скучнее и скучнее. Они ждали детектива, а получили “рассказ о живой природе”. Грамотный, очень подробный, добротный и профессиональный. Но такой можно прочесть в любом учебнике. Ружье висело на стене, но так и не выстрелило.

Анна ХРУСТАЛЕВА, обозреватель “Учительской газеты”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте