Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Интервью

Алексей Комиссаров: Главная задача школы – дать человеку возможность раскрыть свой потенциал

Дата: 03 октября 2020, 09:54
Автор:

–  Алексей Геннадиевич, Вы возглавляете АНО «Россия – страна возможностей». Благодаря этой организации появились и реализуются такие проекты как «Лидеры России», «Учитель будущего», «Большая перемена» и многие другие. Ваша жизнь наполнена встречами с интересными людьми, интервью, любопытными поездками и событиями. Можете ли выделить в этом потоке какой-то особенный для вас день?

Алексей Комиссаров в мастерской управления «Сенеж». Фото предоставлено пресс-службой мастерской управления «Сенеж»

– Конечно! Это 4 октября 2019 года – Первое заседание Наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей» под председательством Президента РФ Владимира Путина, в ходе которого он одобрил те предложения, которые мы подготовили и обсудили совместно с участниками наших проектов.

В настоящий момент те идеи, которые были озвучены и получили поддержку главы государства, либо уже реализованы, либо находятся в процессе реализации. То, что Президент принимает личное участие в обсуждении дальнейших шагов развития нашей платформы, это и очень ценно для нас, и подчёркивает высокую ответственность за реализацию всех поставленных задач.

– Владимир Путин не так давно встречался в режиме видеоконференцсвязи с выпускниками третьего потока программы развития кадрового и управленческого резерва. Он назвал программу настоящей кузницей управленческих кадров. Многие мечтают об успешной политической карьере, наверняка увеличится и число желающих поступить на эту программу. Не могли бы вы, пожалуйста, обозначить условия для поступления?

– Стоит сказать, что программа действительно является кузницей кадров. Среди ее выпускников – 28 избранных губернаторов, два ВРИО глав регионов, 5 федеральных министров, много других руководителей высокого уровня. Президент традиционно встречается с выпускниками программы. Попасть в нее можно двумя способами: добившись серьезных результатов в государственном управлении и пройдя отбор, который проводится Администрацией Президента. Второй путь –  победа в конкурсе «Лидеры России». Таким образом и формируется состав участников из числа тех, кто хочет и готов связать свою жизнь с государственной службой.

– Условия участия в «Лидерах России» более или менее понятны, а не могли бы вы приоткрыть завесу тайны относительно отбора, проходящего в стенах Администрации Президента?

– Оцениваются достижения человека на позициях, на которых он работал и масштаб задач, которые ему приходилось решать. Все претенденты проходят полноценную оценку в аналоге ассесмент-центра. По результатам решается, кто может обучаться на программе.

– В ходе упомянутой встречи Владимир Путин снова сказал, что главная задача государственного управленца – слышать проблемы людей. Вы, в свою очередь, в одном из интервью отмечали, что нередко проекты реализуются, а граждане этого на себе не ощущают. Как бы вы объяснили это противоречие?

– В жизни, действительно, так бывает. Если бы все было идеально, то мы бы, наверное, жили совсем в другом мире. Конечно не все, что делается в стране, в том числе и участниками нашего резерва, сразу заметно и воспринимается позитивно. Некоторые решения, которые принимаются сейчас, могут позитивно отразиться на развитии России лишь через какое-то время, иногда через несколько лет. Для нас важно сделать так, чтобы участники наших проектов не только понимали существующие проблемы головой, но и чувствовали их своим сердцем. Поэтому в  программе кадрового управленческого резерва и в конкурсе «Лидеры России» действует социальный трек. Участники кадрового резерва, к примеру, ездят в детские дома, хосписы, участвуют во многих социальных акциях.

Даже сейчас – во время пандемии коронавируса –  почти все слушатели программы активно участвовали в акции «Мы вместе». По выходным развозили продукты и лекарства пожилым людям, инвалидам, сдавали кровь.

Честно признаюсь, наблюдая за всем этим изнутри, я могу с уверенностью сказать, что люди занимались этим не для самопиара, а от души. Мне кажется, что это очень важно, потому что не прочувствовав сердцем такие моменты, трудно развиваться и двигаться вперед.

– В своем интервью вы говорили, что ваш собственный опыт работы на госслужбе оказался одним из самых сложных в вашей жизни. Не отговариваете ли участников конкурса «Лидеры России» от выбора такого непростого пути?

– На этот вопрос у меня будет комплексный ответ. Во-первых, я считаю, что самое лучшее – честно рассказывать о плюсах и минусах любой деятельности. Согласитесь, в абсолютно любом деле всегда бывают положительные и отрицательные моменты. Соответственно, когда об этих моментах рассказываешь честно, это дает возможность человеку сделать более осознанный выбор.

Во-вторых, хотя это действительно был один из сложных периодов моей жизни, я никогда не говорил ни в интервью, ни друзьям, ни даже самому себе, что пожалел о том, что когда-то принял это предложение. Я считаю, что работа министром в Правительстве Москвы мне очень многое дала. Не устаю благодарить за этот опыт мэра Москвы Сергея Собянина и Андрея Шаронова, который в свое время предложил мне попробовать себя в такой роли.

Ну а в-третьих, я не считаю, что все должны работать на госслужбе. Для кого-то это хорошее место для реализации своего потенциала, а кому-то гораздо лучше поработать в крупной компании или проявить себя в своем собственном бизнесе.

– Вы упомянули о своих друзьях. Известно, что большинство из них – предприниматели. А какое место в вашей жизни занимают политики? Есть ли они в вашем ближайшем окружении?

– Я человек общительный и у меня много друзей. Среди них, конечно, есть и политики. Общение с ними заставляет меня в очередной раз задуматься о том, как же в действительности непростая у них профессия, потому что все из тех, с кем я общаюсь, очень много работают. Кстати, как и предприниматели. Но у политиков гораздо выше груз ответственности. Предприниматель рискует собственным капиталом, а ответственность политика перед гораздо большим числом людей. Любое неправильно сказанное слово и уж тем более ошибочное действие может привести к очень тяжелым последствиям. Вся работа и личная жизнь политика на виду. В наше время полной информационной открытости, все, что сказано и сделано тут же разлетается по социальным сетям и СМИ. Все, кто считают, что жизнь политиков или руководителей высокого ранга простая, исходя из тех образов, которые формируются в соцсетях и на телевидении, зачастую недопонимают, насколько это сложная работа.

– Основываясь на Ваших прежних интервью, главное, что Вас тяготило на госслужбе – большое количество ограничений. А нет ли их сейчас?

Ограничения есть у каждого из нас, иначе мы бы жили в полной анархии. Тем не менее, то, чем мы занимаемся, подразумевает гораздо большую степень свободы. Например, в выборе проектов, которые поддерживает платформа «Россия – страна возможностей». У нас все до единого конкурсы ежегодно совершенствуются, меняются, улучшаются на основе пожеланий участников и рекомендаций экспертов. Появляются и новые проекты, в том числе благодаря тем предложениям, которые поступают на форуме «Территория смыслов», проводимом уже второй год на базе Мастерской управления «Сенеж». Поэтому несмотря на ограничения, мы имеем гибкость в принятии решений.

– Форум «Территория смыслов» прошел в этом году в особом режиме. Было ограничено число его участников, но появились цифровые аватары, люди подключались к мероприятиям в режиме видеоконференцсвязи. Как вы оцениваете итоги форума?

– Главный итог – несмотря на все наши опасения – форум состоялся. И прошел он очень успешно. В первые смены было не просто видеть гораздо меньшее число участников, чем мы привыкли. Но за счет активного привлечения цифровых аватаров, которые могли задавать вопросы и предлагать свои проекты, форум получился насыщенным, перед участниками выступило порядка 150 спикеров.

Ну а мне, кроме прочего, удалось неформально пообщаться с участниками, сидя вечером у костра. Расспрашивал их о форуме, просил поделиться эмоциями и впечатлениями. Услышал очень много хороших отзывов.

– Один из проектов, идея которого ранее родилась на форуме «Территория смыслов» – конкурс «Учитель будущего». Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Вы правы, идея проекта была высказана самими учителями на прошлогоднем форуме, ребята активно участвовали в обсуждении его концепции. Конкурс «Учитель будущего» мы запустили 19 ноября 2019 года. Для участия в проекте единственным требованием было собрать команду из трех человек, в которую бы вошли педагоги одной образовательной организации. Мы пригласили учителей школ, лицеев, гимназий, в том числе специализированных школ, учителей начальных классов, а также педагогов воспитательных служб. И мы не ограничивали их ни по возрасту, ни по стажу. Участие в конкурсе – абсолютно бесплатное, как и во всех проектах нашей платформы.

Проект охватил всю страну и на этапе заявочной кампании объединил более 39,5 тысяч учителей из всех уголков страны. К слову, из этого числа более 7500 – это молодежь до 30 лет.

После регистрации, в январе текущего года участники конкурса «Учитель будущего» прошли дистанционное тестирование, а уже в феврале мы начали проводить окружные очные полуфиналы. Из-за пандемии не успели провести два мероприятия, в Уфе и Москве, но успешно провели их в сентябре, как только позволила эпидемиологическая обстановка. Нетворкинг, взаимодействие между участниками – одни из важнейших преимуществ участия в конкурсе, поэтому мы стремились провести полуфинальные соревнования обязательно в очном формате.

Всего полуфиналистов у нас 1269 человек – 423 команды. 27 сентября завершился полуфинал для учителей Центрального федерального округа, он стал восьмым заключительным окружным соревнованием. Теперь лучшие 102 команды со всей России должны будут встретиться на финальных испытаниях. Среди тех, кто уже обеспечил себе выход в финал, а это 306 человек, – 19% не старше 30 лет. Больше всего финалистов – учителя начальных классов – 22%, на втором месте учителя иностранных языков – 14%, третье место занимают учителя русского языка и литературы – среди финалистов их порядка 10%.

Алексей Геннадиевич, вашим классным руководителем в московской школе №875 был учитель истории, а ныне главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Чему он вас научил и повлиял ли каким-то образом на ваше мировоззрение?

1986 год. Выпускной класс школы №875. С классным руководителем Алексеем Венедиктовым. Фото из личного архива А.Комиссарова

– За что я искренне благодарен Алексею Алексеевичу Венедиктову и другим учителям моей родной школы – у нас был необычайно дружный класс. С выпуска прошло 34 года, а мы постоянно встречаемся. Конечно кого-то, к сожалению, уже нет в живых, кто-то уехал из Москвы, но большинство одноклассников регулярно встречаются. В прошлом году я праздновал свое пятидесятилетие, и среди гостей было много моих одноклассников.

Отдельное спасибо нужно сказать директору нашей школы Марклене Александровне Морозовой.

Она в свое время сделала очень смелый шаг – пригласила на работу целую группу молодых учителей, которые только-только окончили вуз. Среди них был и Алексей Алексеевич Венедиктов, замечательные учителя по математике, физике, по русскому языку и литературе. Они, в хорошем смысле слова, просто перевернули школу! У нас было столько активностей, которые сегодня даже трудно себе представить. Мы постоянно ходили в походы, реставрировали памятники архитектуры, у нас был замечательный кинокружок. Я в этом кружке был оператором, ездил получать фильмы, показывал их, а после просмотра мы их обсуждали. Была у нас и театральная студия. В общем, было очень много всего. Думаю, что все это и привело к тому, что мы с одноклассниками по-прежнему дружны и так много общаемся.

Это ведь то самое комплексное развитие личности, о котором так много сейчас говорят.

– Абсолютно точно! Кстати, Алексей Алексеевич был уникален еще и тем, что у него все постоянно собирались после уроков. Мы буквально забивались в его однокомнатную квартиру, сидели там вечерами, пили чай (именно чай!) и обсуждали книги. Квартира эта была уставлена книгами от пола до потока. На них сидели, на них облокачивались, их все время брали. Можно было взять любую книгу, записать ее в специальную тетрадку, прочитать и вернуть. В общем, все это было очень интересно!

– Вы ведь и сейчас много читаете, включая и современную литературу. Что находите для себя в этих произведениях?

– Хорошая литература может быть классической или современной, написанной в самых разных жанрах. Недавно открыл для себя книги Евгения Водолазкина. Кажется, прочитал все произведения, которые он на сегодняшний день издал. Мне очень нравится его язык. Многие моменты вызывают эмоции, заставляют задуматься о каких-то своих переживаниях. Литература, безусловно, должна задевать за живое.

Многие стремятся к тому, чтобы быть лидерами. Этому посвящены многие популярные книги и тренинги. Вы общаетесь с очень амбициозными, решительными и инициативными людьми, которые регистрируются на различные проекты, предлагают свои идеи. Скажите, а выделили ли вы какие-то типовые черты таких людей или все-таки каждый случай уникален и за ним стоит какая-то своя собственная мотивация?

– Безусловно, все проекты разные, разные и участники. Но совершенно точно есть два момента, которые объединяют и отличают всех этих людей. Первое – это то, что в любых ситуациях, при любых сложностях и обстоятельствах они думают, что могут сделать, а не сетуют на внешние обстоятельства.

Второй важный момент – позитивное отношение к жизни. На эту тему есть разные исследования. Тот, кто смотрит на мир с улыбкой и верит в лучшее, – получает гораздо больше хорошего, чем те, кто в это хорошее не верит.

Министерство просвещения России совсем недавно запустило проект «500+» для помощи школам с не самыми впечатляющими результатами. Прежде наиболее активная работа шла с одаренными детьми, а проблема неуспешности уходила на второй, а то и на третий план. Как вы думаете, лидерство закладывается в детстве и отрочестве или же некий переломный момент может произойти в любом возрасте?

– Фундамент закладывается достаточно рано. В этом, насколько мне известно, не сомневается ни один из психологов. Другое дело, что до сих пор ведутся споры о том, врожденное это качество или приобретенное. Мне кажется, что главная задача школы – дать человеку возможность раскрыть свой потенциал, который, я уверен, есть у каждого.

Мы проводим конкурс «Большая перемена», рассчитанный на школьников. Мне очень нравится этот проект, потому что каждый может выбрать в нем свою траекторию. Более того, в начале конкурса мы проводим тесты для участников. На их основе наши специалисты и эксперты дают ребятам рекомендации по выбору того направления, которое больше всего им подходит. При этом школьники могли, и активно пользовались этим, не согласиться с рекомендациями и выбрать что-то другое. Такая возможность предусмотрена правилами конкурса. Это очень здорово, потому что никакие тесты, формальные замеры пока не могут оценить богатый мир человека. Возможность подобного выбора и желание идти непроторенным путем – то, что развивает, закаляет и делает из сегодняшних школьников завтрашних больших лидеров.

Один из разделов вашего сайта посвящен диссертации, которую вы готовите к защите под научным руководством декана экономического факультета МГУ Александра Аузана. Работа над ней началась в 2014-м году, а удастся ли выйти на защиту в 2020-м, как вы изначально планировали?

– Вы знаете, что я публично объявил, что сделаю хорошую качественную работу. Это, один из ключевых мотиваторов, который меня направляет к завершению работы над ней. При этом у меня самого и у моего научного руководителя очень высокие требования. Они гораздо выше, чем у многих аспирантов. При этом на процесс влияет множество факторов, главный из которых – отсутствие свободного времени.

Тем не менее, у нас получается очень интересное исследование. Оно касается социокультурных барьеров коммерциализации научных разработок. Опрошено значительное число ученых и предпринимателей. Они отвечали на одни и те же вопросы, и мы заметили, что есть серьезные различия в понимании даже каких-то совершенно базовых понятий. Такой же опрос я провел среди ученых и предпринимателей из США и Казахстана, в ходе которого выявились дополнительные интересные нюансы.

Результат серьезный, объемный, достойный, уникальный и эксклюзивный. Но не хватает времени все это качественно обработать и описать. То, что нужно завершить эту работу – факт, ведь я обещал. Уложусь ли в сроки – не уверен, но рано или поздно это обязательно сделаю.

Вы активно занимаетесь спортом. Многие успешные люди не делают этого, ссылаясь на высокую загруженность и недостаток времени. А почему это так важно для вас? Является ли бег и спорт в целом сознательным выбором и последовательной работой над собой или это своего рода стечение обстоятельств и привычка?

«Во время бега ко мне приходит очень много интересных мыслей и идей». Фото из личного архива А.Комиссарова

– До 2014 года я не так активно занимался спортом. По крайней мере теми видами, которыми занимаюсь сейчас – триатлоном, бегом на дальние и ультрадальние дистанции.

Началось все с того, что мне подарили слот на Байкальский марафон и мне нужно было за короткое время подготовиться и пробежать его. Я это сделал и понял, что это круто, потому что за четыре месяца подготовки со мной произошли внешние и внутренние изменения, которые меня порадовали. Я решил ставить для себя все новые и новые цели. Трижды стал Iron Man-ом, пробежал несколько ультрамарафонов, в том числе и два 90-километровых в Африке. Сейчас впереди еще много интересных стартов, которые, я надеюсь, у меня произойдут.

Во-первых, спорт для меня это возможность поддерживать физическую форму, которая нужна мне в том числе и для работы, ведь при спортивном образе жизни успеваешь больше. Во-вторых, это интересные задачи, где можно ставить себе конкретные цели и очень объективно их оценивать. В-третьих, особенно когда мы говорим об ультрадлинных дистанциях, это возможность по-настоящему перезагрузиться.

Во время бега ко мне приходит очень много интересных мыслей и идей. Ну и просто мне кажется, что это прекрасный способ борьбы со стрессами, которых нам всем хватает.

– Харуки Мураками в своей знаменитой книге о беге пишет, что одна из главных преград – неизбежно возникающее желание сдаться и сойти с дистанции. А как вы справляетесь с такими мыслями?

– Иногда желание остановиться возникает несколько раз за дистанцию. У меня был очень тяжелый первый ультрамарафон в Африке, когда я бежал 90 километров. Случилось сильное обезвоживание, бежать было очень тяжело. Я много раз хотел остановиться.

Тот забег был для меня особенным, так как происходил после смерти моего отца. Я бежал с фотографией папы на груди. Вы знаете, незадолго до его смерти, мы обсуждали мои планы, он удивлялся: «Как же так? Как ты побежишь такую длинную дистанцию?» Я успокаивал его, просил не волноваться, убеждал, что справлюсь.

И вот когда я бежал, и было совсем тяжело, я смотрел на фотографию отца и думал – я ему обещал, надо сделать это.

А когда я бежал Байкальский марафон, то думал о детях – что я им скажу, что не добежал и сдался?

Кстати, в жизни часто бывает то же самое. На любом пути случаются моменты, когда хочется сдаться. В боксе есть хорошее выражение, что больше всего достается тому, кто первым опустил руки. Если ты их не опускаешь, находишь силы держаться, победа неизбежна.

– Известный журналист, блогер Юрий Дудь спрашивает своих гостей о том, что бы они сказали Путину, если бы они его встретили. Вы периодически видитесь с Владимиром Владимировичем. Что вы ему говорите?

– На одной из встреч я очень искренне говорил о том, что я счастливый человек, потому что вижу очень много ярких интересных талантливых ребят вокруг себя – тех, кто участвует в наших проектах. Мне кажется, нет ничего более ценного в моей работе, чем ощущение того, что россияне в целом и наша молодежь – суперталантливые, суперспособные, добрые люди. Это дает уверенность в том, что все у нас будет хорошо!


Комментарии

Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?
  • Нет, выпускникам необходимо сконцентрироваться на профильных для них предметах 54%
    142 голоса 54%
    142 голоса - 54% из всех голосов
  • Нет, система образования ещё не готова к обязательному ЕГЭ по истории 26%
    69 голосов 26%
    69 голосов - 26% из всех голосов
  • Да, история формирует мировоззрение 14%
    38 голосов 14%
    38 голосов - 14% из всех голосов
  • Да, это мотивирует школьников активно изучать этот предмет 4%
    10 голосов 4%
    10 голосов - 4% из всех голосов
  • Затрудняюсь ответить 2%
    4 голоса 2%
    4 голоса - 2% из всех голосов
Всего проголосовало: 263
20.10.2020 - 26.10.2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt