– 1999 год был объявлен в республике Годом образования. Почему?
– В конце 90-х, когда труд учителя практически не оплачивался, а если и оплачивался, то с перебоями, у меня появилась идея дать сигнал учительской общественности – мы помним о вас. 1999 год был объявлен в республике Годом образования. Это было сделано для того, чтобы показать, что мы уважаем учительский труд, а кроме того, обратить внимание на то, что наступает время кибернетической революции. В тот год мы провели беспрецедентно много встреч с учителями, ввели дополнительные поощрения, многих представили к званиям. Мы сказали доброе слово учителю. Год образования – это не мое изобретение. Я считаю, что каждый руководитель – государства или республики – должен как-то называть наступающий год. Это громадный стимул.
– Чем Вы гордитесь, когда речь заходит об образовании?
– Мне только что звонил глава Моздокского района, рассказывал о встрече с учителями. Ни один учитель не задает теперь вопросов не только о зарплате, но и о компенсациях по методическим пособиям, по коммунальным услугам. Все выплачивается. Подводя итоги, я могу сказать: год начался, и все необходимые финансовые средства для выплаты зарплаты по новым ставкам есть везде, начиная с далеких горных сел и кончая нашей столицей. Мы не подвели ни Правительство России, ни себя самих. Второе – мы выполнили свою республиканскую часть по программе “Компьютеризация сельской школы”. Все сельские школы без исключения имеют один, а в некоторых случаях два компьютерных класса. Мы беспрецедентно много сделали для приведения в порядок школьных зданий. У нас нет холодных школ, замерзающих детей.
– А что еще нужно сделать?
– Теперь мы должны позаботиться о качестве образования. Мы должны проанализировать, как преподаются те или иные предметы. Меня беспокоит “рыхлое” состояние с учебниками в целом в России, и мы не исключение в этом смысле. Я говорил на Госсовете, что мы учим детей по историческим учебным пособиям, которые зачастую содержат взаимоисключающие подходы. Это касается многих тем – Великая Отечественная война, российская государственность. Ко мне прислушались. Теперь объявлен общероссийский конкурс на создание единого учебного пособия по истории Российской Федерации. Второе важнейшее направление – национальные школы. Мы в республике должны одинаково хорошо знать русский и осетинский языки. У нас в традиции хорошее знание русского языка. Эта задача достигнута. Теперь важно “подтянуть” уровень знания родного, осетинского языка. Некоторые представители нашей творческой интеллигенции иногда впадают в панику – мы теряем свой язык! Возьмите чистый лист бумаги и напишите пособие по языку. Каждый писатель нашей республики, поэт и вообще человек, претендующий на роль просветителя, должен позаботиться о том, как сделать привлекательным для подростка изучение осетинского языка. Написать для детей повесть, стихотворение. Есть другая крайность. Мама какая-нибудь говорит: я желаю добра своему ребенку, он должен поступить в столичный вуз, изучать технические или гуманитарные науки. Осетинский язык ему не нужен.
С моей точки зрения, для чего нам нужен осетинский язык? Чтобы можно было читать свой эпос, свою литературу, историю знать, смотреть спектакли на осетинском языке, понимать философию народа, его внутренний мир. Свободно или почти свободно изъясняться на бытовом уровне, слушать оперные и другие музыкальные произведения на языке. Осетинский язык – незаменимый пласт культуры человека, принадлежащего к осетинскому обществу. Мы должны учитывать, что 70% нашего населения живет в городе, что мы урбанизированная республика, у нас очень много промышленных предприятий. Городские жители общаются между собой на русском языке. Но независимо от того, чем мы занимаемся, кем являемся – менеджерами или врачами, банкирами или фермерами, где живем – в городе или деревне, мы должны знать свой язык. Я сам могу три часа без перерыва говорить на родном языке. Хотя у меня не литературный язык.
– Говорите на бытовом уровне?
– Нет, не только. Я могу говорить и на политические темы. Мне приятно, когда я говорю на языке с пожилыми людьми. Хотя никто меня не заподозрит, что я не могу изъясниться на русском языке. Я, кстати, получаю массу писем из средней полосы России о том, что среди российских политиков есть один, который говорит на чистом, литературном русском языке.
– Вы помните своих учителей?
– Я помню, потому что с первого и до десятого класса учился в школе N2 города Алагира. Это районный центр, небольшой город. Самые яркие воспоминания с точки зрения преподавания предмета о Нине Георгиевне Басиевой. Она учила нас русскому языку и литературе, была безупречным преподавателем. Богиня просто. Мы знали наизусть “Евгения Онегина”. Могли прочитать от начала до конца. Соревнования устраивали. Знали Пушкина, Лермонтова. И грамматике она нас учила. Нина Георгиевна всегда была серьезна и торжественна. Она не была “палочной” учительницей, держала дисциплину своей любовью к русскому языку. Она нам внушила: если не знаешь в совершенстве русский язык – как же ты будешь жить? Из классных руководителей запомнил Елизавету Ивановну Запоеву. Она была этническая, говорила по-русски с акцентом. Но прижилась у нас очень хорошо. Она была потрясающим организатором, позволяла организовывать мероприятия, которые не очень вписывались в схему. Могла Первого мая после демонстрации весь класс пригласить к себе домой. И весь класс был у нее за праздничным обедом. Не потому, что она богатая. Просто она умудрялась из ничего создать уют, праздник. Знала привычки каждого из нас. Она нас до 10-го класса вела. Долгую жизнь прожила, царствие ей небесное. Я всегда старался чем-то ей помочь.
– Что вы делаете для того, чтобы учителя в республике чувствовали себя уважаемыми людьми?
– В Индии есть понятие – “гуру”. Арабы говорят – “устаз”. В осетинском языке есть слово “ахурбенок”. Подстрочный перевод: “заворачивающий в знания”. То есть учитель в осетинской традиции – человек, который обволакивает ученика знаниями. Учителя обычно и сами знают, что они незаменимы. Но когда они при этом видят безразличное отношение, отмечают про себя: неумные вы начальники. А другие замыкаются. Нужно быть внимательным к нуждам учительства. Но ни в коем случае нельзя унижать человека: на тебе денег и оставь меня в покое. Что бы мы ни сделали для учителя, все равно будет мало. Не должно быть никакого высокомерного меценатства. Это недопустимо.
Беседовала Оксана РОДИОНОВА
Комментарии