search
main
0

Александр Асмолов прокомментировал ситуацию с появлением дубликата «Учительской газеты»

Читатели, подписчики и партнеры Сетевого издания «Учительская газета» обратили внимание на появление в сети одноименного печатного издания. Ситуацию прокомментировал педагог, психолог, Академик РАО Александр Асмолов.

Александр АСМОЛОВ, российский психолог, педагог, исследователь, публицист, государственный деятель, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, директор Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского государственного университета, академик Российской академии образования, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, профессор года-2018 в номинации «Психологические науки», награжден орденом Дружбы, медалями К.Д.Ушинского и Л.С. Выготского:

– Чем больше я вглядываюсь в происходящие вокруг события, тем больше убеждаюсь в том, насколько опасны эмоционально-оценочные суждения. Когда-то появилась книга ректора Европейского университета «Обличать и лицемерить». Как только мы в любой проблемной ситуации внимаем технологии обличения, то сталкиваемся с тем, что не видим реальной ситуации. Поэтому я поделюсь своим видением ситуации и скажу, что для меня «Учительская газета». Она просуществовала столько, сколько просуществовала. Мало какая из газет появилась сразу после Гражданской войны, в годы нэпа, шаг за шагом став для учителей объединяющей силой и голосом образования. У нее были разные периоды в истории. Но для меня «Учительская газета» – это особое время. Я ознакомился с ней в 1986-1989 годах. Что тогда была «Учительская газета»? Она в доперестроечное время звучала не менее смыслово и ценностно, чем «Московские новости» Егора Яковлева. От нее ждали свежего воздуха и свежей мысли. И она такой стала.

Я во многом благодарен «Учительской газете», потому что именно в те годы я был совсем в другом мире, в мире психологии и факультета психологии МГУ. Но именно в те годы – 1986, 1987, 1988 – мне удалось увидеть «Учительскую газету» и познакомиться с яркими личностями. Первый – это великий Владимир Матвеев, и когда я говорю «великий», это не игра в похвальные эпитеты. Матвеев сделал себя великим человеком, а «Учительскую газету» – интеллектуальной сетью времени. С ней для меня также связаны Эдуард Днепров и Симон Соловейчик и те люди, без которых я не мыслю свободного духа «Учительской газеты», – Мариничева, Адамский, Ханхасаева. Все они не ждали ничего от адаптивной административной дисциплинарной педагогики, а рождали новое мышление. В горбачевские времена этот термин стал более востребованным.

«Учительская газета» создала интеллектуальную сеть, которую не просто читали свободные люди: она помогала учителям стать смелыми и свободными людьми. В 1988 году я не только стал главным психологом Государственного комитета СССР по образованию, но и выполнял роль советника по общению с прессой председателя Гособразования СССР Геннадия Алексеевича Ягодина. Именно «Учительская газета» при участии «Литературной газеты» помогла сделать великим съезд учителей 1988 года. «Учительская газета» отражала полярность мнений. Я говорю об этом не случайно. Для меня «Учительская газета» была газетой, которая имела мужество быть символом достоинства в мире образования. В те годы, когда мне довелось работать одним из руководителей Министерства образования России, во главе появились другие главные редакторы – прежде всего профессиональный и талантливый журналист Петр Положевец, уже ушедшая Виктория Молодцова, рядом с ними яркая, талантливая и преданно влюбленная в «Учительскую газету» Ирина Димова. Именно тогда «Учительская газета» старалась поддерживать все новое и прогрессивное в педагогике. Это были так называемые проклятые 90-е, которые и сегодня я считаю во многом лучшими годами для развития образования (1992-1998). На мой взгляд, этот период в нашей истории предоставил шанс создать систему вариативного образования. Это был расцвет той идеологии, которую я исповедовал и пытался нести учителям… Отдаю газете того времени дань уважения и потому, что она инициировала и развивала конкурс «Учитель года», который открыл обществу немало талантливых имен в мире педагогики.

Главный редактор «Учительской газеты» тогда – профессиональный журналист, выросший из «Комсомольской правды», Петр Положевец. Дару и профессионализму Петра никто не может отказать. Но ему приходилось в разные времена искать сложный баланс между властью и профессиональным сообществом, а значит, играть в сложные игры с властью. Когда приходится любить того или иного человека, потому что он носитель власти, то волей или неволей начинают меняться смысловая интонация и мелодия «Учительской газеты». Вместе с тем я понимаю, что такая полезная социальная адаптивность была необходима, чтобы сохранить многие новые идеи.

Но шло время. Произошла смена главного редактора. Я с радостью принял участие в том, что Петр Положевец стал руководителем фонда «Вклад в будущее» и продолжил в этом новом статусе логику Матвеева – движение от культуры полезности к культуре достоинства, политику персонализации образования. Но вместе с тем с его уходом с позиции главного редактора ослабло внимание к тому, что происходит в «Учительской газете». Вместо того чтобы в тяжелейшее для учителей время пытаться понять, как двигаться вперед, какие инициировать новые проекты и подходы, продолжать ли логику идей, которые были у Матвеева (свобода, культура, достоинство, видеть в учителях главных людей общества), новый ее руководитель увлекся, по моему мнению, политическими играми.

И тут возникли трудности, конфликты в коллективе (экономические и другие). Они привели к тому, что в «Учительской газете» произошла драма. Это историческая драма, из-за которой издательский дом «Учительская газета» оказался в глубоком кризисе. Я благодарен тем, кто в это трудное время стал выпускать «Учительскую газету» как интернет-издание, как сетевой орган, мы видим, что «Учительская газета» не канула в Лету.

Недавно появился – иронично замечаю, даже с моим портретом – клонированный вариант «Учительской газеты». Что стоит за этим клоном финансово и юридически? Я не буду действовать по логике «обличать и лицемерить», но когда я смотрю на этот клон, мне больно и грустно. Заимствованное название «Учительская газета» – это уже не просто адаптация, это суперконформизм. Она превращается в орган глубокого идеологического конформизма, обесценивая идеологию патриотизма, идеологию любви к людям. Читая ее, чувствуешь, что в ней идеи патриотизма используются в качестве рекламного социального товара, выставленного на продажу. Поэтому это совсем не та «Учительская газета», которую я могу полюбить, которая может сказать, что образование ведет за собой развитие общества. Для меня это трагедия.

Было бы смешно и антиисторично, если бы я по логике «обличать и лицемерить» перешел на упоминание тех или иных персон. И поэтому у меня боль за тех, кто создавал и любил матвеевскую «Учительскую газету», и тех, кто долгие годы сквозь все трудности продолжал ее лучшие традиции.

Будучи психологом, я должен сказать, что те люди, которые начинают играть в подобные игры, рискуют потерять не только репутацию, но и свое собственное лицо. Потерять себя как личность.

Комментарии по поводу сложившейся ситуации дали многие представители российского педагогического сообщества. Ознакомиться с ними вы можете по ссылке.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте