В школе №1532 мы уверенно двигаемся к практико-ориентированному образованию, реализуя образовательный проект для учеников 1‑9‑х классов «Школа предпринимательства».
В начальной школе ребята изучают на кружках, на классных часах «Азбуку финансовой грамотности», в игровой форме постигают товарно-денежные отношения, курсы валют. Учащиеся средней школы на уроках постигают азы экономики и финансовой грамотности, а во внеурочное время играют в квизы, викторины, web-квесты, принимают активное участие в конкурсах, в том числе в Международном конкурсе проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей – Школа реальных дел.
Вопрос о том, можно и нужно ли учить предпринимательству подростков, давно получил однозначный ответ – «да». Само содержание предпринимательской деятельности формирует те самые 4С – навыки XXI века: Critical thinking (Критическое мышление), Communication (Коммуникацию), Creativity (Креативность), Collaboration (Совместную работу).
Под предпринимательством мы подразумеваем готовность человека воплощать свои идеи в жизнь, причем в любых сферах. Этот проект ориентирован не на коммерческое, а на социальное предпринимательство. Однако практика сотрудничества, ценностное отношение к знаниям, умение проявлять инициативу, генерировать идеи, преодолевать трудности и многое другое формируют в ребятах качества настоящих предпринимателей:
– умение управлять ресурсами, которое позволит в будущем управлять финансами и рассчитывать бюджет;
– умение управлять временем, а затем и бизнес-процессами;
– умение управлять информацией, что превращается в маркетинг, РR;
– умение общаться – важнейшее качество лидера бизнес-команды.
Проектная деятельность позволяет не только выявить пробелы в знаниях будущих предпринимателей, но и ликвидировать их. Так, если у подростка проблемы с математикой, то удивительно быстро он осваивает проценты и пропорции, когда начинает делать простейшие сметы реальных кейсов. Проблемы с орфографией легче решаются, когда ребятам приходится писать посты в соцсетях, готовить презентации.
Проект «Школа предпринимательства» в корне изменил работу педагогов.
Во-первых, ребята все должны делать сами. Идея должна быть собственной, даже если она утопическая. Педагог может критиковать идею, указывать на ее несостоятельность, но не отвергать и не придумывать ее за ученика. Это учит школьников презентовать свои идеи, доказывать их актуальность и реальность исполнения.
Во-вторых, учитель должен создать ситуацию успеха, мотивировать ребят на продолжительную работу, чтобы достичь высоких результатов, например, стать победителем или призером олимпиады, конкурса, бизнес-игры.
В-третьих, учителю необходимо научить ребят рефлексии. Ответы на вопросы: Что делаем? Зачем делаем? Как делаем? Могли ли не делать? Что изменилось бы? – важны для осмысления полученного опыта. Ребята как бы заново переживают эмоции, тревоги и восторги, осознают то, что произошло с ними в процессе реализации проекта.
В-четвертых, учитель организует психолого-педагогическое сопровождение, цель которого научить подростка побеждать или проигрывать, проявлять инициативу и уметь в случае необходимости отказываться от идеи, в которую уже поверил и даже влюбился.
Следуя нашим принципам, мы сами учимся и формируем у подростков навыки предпринимательства во всех сферах жизни, будь то бизнес, наука или просто школьные дела.
Галина БАЙКАЛОВА, старший методист школы №1532
Комментарии