Елена Ивановна ФРОЛОВА, учитель 37-го лицея Саратова, ветеран педагогического труда и профсоюзного движения, стала первым победителем городского и областного конкурсов «Лидер в профсоюзе-2001». Она пользуется авторитетом не только в своем коллективе, но и во всем городе. С ней считается администрация, к ней идут за советом коллеги. Про таких, как Елена Ивановна, говорят «душа коллектива», «свой парень». Она действительно «своя», потому что всегда открыта для людей, желающих разделить с ней свою радость или беду, поделиться своими проблемами или получить дельный совет. А еще Елена Фролова – прекрасный педагог, что подтверждает президентская премия, присужденная ей в рамках национального проекта «Образование».
– Елена Ивановна, как вам удается держать марку отличного учителя и при этом вести большую общественную работу в профсоюзе? Вы возглавляете лицейский профком, входите в президиум городского комитета, являетесь заместителем уполномоченного горкома по Фрунзенскому району Саратова…
– Наблюдая за своими воспитанниками, я давно заметила, что «загруженные» дети (я имею в виду не только учебу, но и участие школьников в различных кружках, секциях, студиях) более собраны, более организованы, умеют эффективно использовать каждый час… Что же касается лично меня, то я привыкла работать в таком режиме. Даже в воскресные дни стараюсь занять себя активным отдыхом. Думаю, мне помогают оптимизм и вера в то, что мой труд приносит пользу.
– У вас большой стаж профсоюзной деятельности. Что лично для вас означает эта работа?
– Впервые председателем первичной профсоюзной организации меня выбрали в 1984 году. Тогда профкомы занимались рядом производственных вопросов, составляли графики дежурств учителей, имея в своих руках путевки, вели большую работу по оздоровлению работников и детей.
Сегодня в профсоюзной работе акцент сделан на защиту прав и интересов членов профсоюза. Основные усилия приходится направлять на решение постоянно возникающих проблем: кому-то незаконно «срезали» учебную нагрузку, кому-то не заплатили за обучение на дому, кому-то срочно нужна материальная помощь на операцию… Но это не значит, что мы совсем забросили культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу. В нашем лицее, к примеру, регулярно проводятся капустники, вечера юмора, посвященные праздничным датам, дни здоровья на природе.
А педагоги нашего района с удовольствием участвуют в городских и областных спартакиадах, смотрах художественной самодеятельности, которые проводятся по инициативе горкома и обкома профсоюза.
– Подводя итоги летней оздоровительной кампании, мы были приятно удивлены, что и в этом направлении вы преуспели по сравнению с другими районами. Поделитесь, пожалуйста, своими секретами.
– Секретов никаких нет. Не зря бытует поговорка «Под лежачий камень вода не течет». Просто в районе сложился дружный, работоспособный и очень опытный профсоюзный актив под руководством ветерана профсоюзного движения Л.В.Тышкевич. С фондом социального страхования у нас давние партнерские отношения. Мы помогаем им оздоравливать детей наших сотрудников, а они – педагогов, имеющих хронические заболевания. Хвастать особенно нечем, но несколько человек в этом году нам все же удалось отправить в санатории. Хочется надеяться, что здоровье учителей когда-нибудь будет не только профсоюзной, но и государственной проблемой, и люди смогут хотя бы раз в 3 года получать санаторную путевку по профилю своего заболевания.
– Сегодня в профсоюзе очень популярна так называемая кружковая работа. Вы относитесь к числу ее приверженцев?
– Мне кажется, что кружковая работа – для нас далеко не новшество. Мы всегда информировали людей по тем или иным интересующим их вопросам, проводя семинары, устраивая обмен опытом среди председателей профсоюзных организаций. Если что-то не могли объяснить сами, приглашали специалистов из Пенсионного фонда, фонда социального страхования, юридической службы…
Сегодняшние кружки – это уже конкретная узкопрофильная работа с членами профсоюза по определенной тематике, выражаясь школьным языком – спецкурс или факультатив. Мы не собираем многочисленные аудитории, а приглашаем только желающих, заранее оповещая работников учреждений о теме занятия кружка. Сейчас большой интерес вызывают самые «больные» вопросы: прием и увольнение, режим работы и время отдыха, льготы и компенсации, начисление заработной платы, отпускных и т.д. Используя советы юридической службы, комментарии к Трудовому кодексу и рекомендации, присланные нам из ЦК Профсоюза, пытаемся досконально разобраться в каждом вопросе, рассмотреть возможные ситуации.
Что же касается самих председателей первичных профсоюзных организаций, то они, как и раньше, обучаются по линии горкома и обкома профсоюза. Таким образом, профсоюзной учебой охвачена большая часть работников наших учреждений.
– Елена Ивановна, вы ведете работу по подготовке к строительству учительского кооперативного дома в своем районе. Как идут дела в этом направлении?
– Жилищная проблема – одна из самых острых для учительства. Анализируя социальные паспорта профсоюзных организаций, мы убеждаемся в том, что число нуждающихся в жилье растет год от года. На начало 2006 года в горкоме профсоюза насчитывалось около двух тысяч заявлений от работников образовательных учреждений города на улучшение жилищно-бытовых условий. Только в нашем – самом маленьком районе Саратова – более 200 семей не имеют собственного жилья. Ни один учитель (по крайней мере в нашем лицее), получая зарплату в 4-5 тысяч рублей, не способен купить готовую квартиру. Муниципального строительства в городе нет. Выход один – брать ссуду и строить самим. Только и ссуда с нынешними процентами большинству из нас не по карману. Вот профсоюз и берет на себя эту неподъемную ношу: обиваем пороги администраций, пишем письма, вместе с горкомом профсоюза организуем встречи с ответственными лицами, доказываем, просим, требуем…
В нашем районе создан ЖСК «Учитель». Отведено место для строительства дома, но, к сожалению, не хватает средств для отселения жильцов с этой площадки. Однако мы надеемся, что запланированная встреча с главой города поможет профсоюзу решить и эту проблему.
– Елена Ивановна, сегодня идет активная подготовка к традиционному городскому конкурсу «Лидер в профсоюзе». Что бы вы пожелали его участникам?
– Я была одной из первых конкурсанток и до сих пор бережно храню в памяти то трогательное волнение и тот праздник души, которым были охвачены в дни подготовки и проведения конкурса и я, и мои коллеги из соседних районов города.
Конкурс придал нам силы, показал нашу роль и значимость в жизни общества, открыл перед нами новые перспективы. Сегодня я уже не просто председатель первичной организации (хотя стаж этой работы перевалил за 20 лет), но и член президиума горкома профсоюза, и внештатный инспектор по труду, и наставник молодых профсоюзных активистов.
Я благодарна судьбе за то, что она познакомила меня с прекрасными людьми, для которых профсоюз был и остается символом долга, чести и совести.
Желаю конкурсантам удачи, и не только в соревновании, но и в профсоюзной работе во всей ее многогранности. А в конкурсе пусть победят сильнейшие!
Александра ТРОЦЬ, главный специалист Саратовского горкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии