Российская академия образования по запросу Минпросвещения России провела независимую экспертизу проектов новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования. Как сообщает РБК, эксперты сделали более 500 замечаний и пришли к выводу, что оба проекта требуют существенной доработки и повторного обсуждения. Стало ли это неожиданностью для образовательного сообщества? Какие шаги теперь необходимо предпринять для решения проблемы?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Обновление школьных образовательных стандартов – одна из важнейших задач нашей системы образования, поставленная Президентом России. Процедура подготовки и обсуждения ФГОС должна быть прозрачной на всех ее этапах, поскольку по фундаментальным вопросам, определяющим, как и чему учить наших детей, необходим общественный договор. Достичь его пока не получается, поскольку вместо обновления стандарта нам предложили совершенно новый подход к обучению школьников. Отсутствие в новых вариантах ФГОС системно-деятельностного подхода как методологической основы многие отнесли к движению назад. Важнейшим достижением действующего стандарта считается признание наряду с предметными метапредметных и личностных результатов обучения. Под новые задачи потребовалось массовое повышение квалификации, переобучение учителей. При этом 42% учителей считают, что в целом педагоги продолжают преподавать по старинке, не ориентируясь на стандарты, такие результаты были получены в конце прошлого года в ходе опроса 650 педагогов из 73 регионов, проведенного ОНФ и фондом «Национальные ресурсы образования». Эти цифры говорят о том, что процесс перехода к новой парадигме еще не завершен, а школе уже предлагается другая. Она предполагает меньшую свободу, большую жесткость, большую учебную нагрузку и меньшие возможности для учета индивидуальных траекторий детей. Стандарт должен соответствовать амбициозной задаче вывода российской школы в десятку лучших в мире. Лучший – значит не самый объемный, подробный и нормированный, а открывающий самые широкие возможности.
Тарас ПАЩЕНКО, заведующий лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ:
– Нас радует, что работа над стандартами в целом идет. И если сравнивать текущую версию стандартов, о которых высказались в РАО, с теми, с которых начиналось обсуждение, то она значительно лучше. В частности, метапредметные результаты от версии к версии выглядят все последовательнее и логичнее. Но при этом мы вынуждены отметить, что фактически этот стандарт просто фиксирует текущее положение дел. То есть, по сути, мы видим, что предпринимается попытка законодательно закрепить некоторое содержание современного школьного образования и оформить его в виде стандартов. Возможно, стоит двигаться дальше и заниматься уже разработкой стандартов следующего поколения, которые должны создаваться как стандарты для будущего, а не быть дополнением или косметической доработкой стандартов настоящего. Но тогда мы не должны привязываться к той структуре и смысловым частям, которые есть в стандартах сейчас. Основная проблема и основной вопрос к новой версии – введение в стандарты предметного содержания. Это означает, что необходимый минимум предметного содержания в случае принятия документов в предложенной редакции должен будет изучаться всеми школьниками, причем материал по большей части предметов строго распределен по годам. В этой связи, конечно, возникают вопросы о том, насколько это реалистичное требование, как оно повлияет на повышение соответствия школьного содержания образования приоритетам научного развития. Хочу заметить, что комментарии, направленные на доработку новой версии стандартов, дает не только РАО, а еще довольно много авторитетных образовательных экспертов. Чем в этом смысле хорошо высказывание РАО – тем, что это экспертиза, в которой дан подробный анализ новой версии стандартов, буквально постатейный. По-хорошему, мне кажется, все-таки разработчики должны получить больше времени на проработку поставленных вопросов.
Дмитрий СКУРИХИН, директор Центра образования имени Алексея Некрасова, Кирово-Чепецк, Кировская область:
– Любые стандарты, которые мы пытаемся прописать на бумаге, будут хороши для одних экспертов и плохи для других. Причина очень проста: мы имеем дело с обучением и воспитанием человека, а видение этого процесса может быть у каждого свое. Но огромное количество замечаний, несомненно, говорит о неких глобальных проблемах и противоречиях, которые не решают предложенные варианты. Сделать, на мой взгляд, нужно простую вещь: перед самым рассмотрением стандартов следовало бы прописать ожидаемые конечные итоги без «дымовых завес» терминологии. Во-первых, определить, кого мы хотим получить – коллективиста или индивидуалиста? Во-вторых, уточнить, для кого прописан стандарт – усредненного реального ученика или идеального выпускника, полезного для страны во всех отношениях? Думаю, эти меры значительно упростят обсуждение и помогут сделать правильные выводы, ну а замечаний все равно будет много.
Виктор КНОДЕЛЬ, лауреат в номинации «Дебют» городского конкурса «Учитель года»-2016, учитель начальных классов школы №38, Петрозаводск, Республика Карелия:
– Для меня вообще неожиданная новость, что ФГОС уже устарели. На мой взгляд, при составлении стандартов необходимо привлекать не только академиков, которые, к сожалению, на сегодняшний день далеки от школы и от детей, но и учителей-практиков, педагогов-психологов, которые работают в общеобразовательных организациях. Также мы не можем не принимать во внимание мнение самих учеников и их родителей.Любой стандарт необходимо апробировать на малой группе. Важно, чтобы выборка была не только из одного региона, а из разных субъектов нашей страны. После апробации мы сможем понять, осилят ли регионы финансово данную задумку или нет.
М.А., мама троих школьников, Карелия:
– Лично меня не устраивает в современных подходах к обучению детей очень многое. В начальном звене это обилие учебников и пособий. Вы знаете, как выглядят домашние задания детей? Упражнение в учебнике, задание в ТПО (тетрадь на печатной основе), задание в обычной тетрадке. Много запутанной, будто нарочно усложненной информации… Утомленные всем этим багажом, ребята идут в среднюю школу. Думаете, там легче? Нет, потому что потеряны мотивация и силы, подкрались гормональная перестройка и, может быть, первая любовь. Только к старшим классам общая масса собирается с силами. У меня как у мамы только одно пожелание – убрать все эти ТПО и неясные аббревиатуры, вернуть детям нормальное, человеческое расписание и неизмотанных ФГОС учителей, дать родителям спокойно работать, а не все это контролировать…
Комментарии