search
main
0

Академики переговорных наук. В Нижегородской области стартовал российско-голландский учебный проект

«Мне не нужны академии! Любой гасконец с детства академик!» – восклицал знаменитый мушкетер Д’Артаньян. Не каждый профсоюзный деятель согласится с отважным персонажем Дюма.

Порой активистам, руководителям профкомов не хватает знаний для повседневной работы: как отстоять свою точку зрения в баталиях с работодателями, сориентироваться в ситуации децентрализации и реформирования образования, помочь учителю в конфликтных ситуациях? У кого учиться этим премудростям? У лекторов в специальных учебных центрах, – отвечают организаторы совместного российско-голландского проекта: Всеобщий профсоюз работников образования Нидерландов и Профсоюз работников народного образования и науки РФ.

Задача проекта – за два с половиной года подготовить организаторов-лекторов в пилотных регионах – Нижегородской области и Республике Башкортостан, создать там же региональные учебные центры при обкомах профсоюза, разработать программы и материалы для конференций и «круглых столов», распространить начинание в другие регионы. В этом году планируется провести пять семинаров в Нижегородской области. Темы занятий могут вызвать интерес не только у тех, кто занимается профсоюзной работой. Каждому лидеру важно уметь находить общий язык с рядовыми «бойцами» – в данном случае членами профсоюза, – и с местной властью, вести переговоры, принимать решения на уровне области, района, учебного заведения.

Первый из пяти семинаров прошел в конце мая на турбазе «Буревестник» Городецкого района Нижегородской области. 32-градусная жара и полчища комаров не смогли пошатнуть энтузиазм «семинаристов» и их преподавателей – Джерарда СИПКЕМУ и Саскии ВАН ДЕР ШАФ. Преподаватель университета господин Сипкем нескольких лет был членом генерального совета Всеобщего профсоюза работников образования Нидерландов, а госпожа Ван дер Шаф более 17 лет является профессиональным методистом и лектором профсоюза, работает с профсоюзными органами и общественными советами управлений учебных заведений на всех уровнях. «Мы рады откликнуться на просьбу вашего профсоюза – для нас это проявление принципа солидарности, – сказал в своем вступительном слове Джерадр Сипкема. – Изменения в государственной системе, в образовании, и как следствие этого, в профсоюзе пришлись в Нидерландах на 1986-1990-е годы. Процесс децентрализации у нас практически завершен, и потому наш опыт будет ценен вам, а ваш – нам».

Открыла семинар председатель Нижегородского обкома профсоюза Нина ВАХРУШЕВА, которая поздравила участником с началом реализации проекта, переговоры о котором велись на протяжении двух лет, и, пожелав успеха, передала «бразды правления» в руки голландских лекторов. Интерес к тому, что предлагали своим взрослым ученикам голландские преподаватели, оказался неподдельный – ни у кого ни на минуту не возникло желания зевнуть или, махнув рукой, убежать на Горьковское море, которое призывно блестело за окном.

Семинар начался со знакомства участников. Перебрасывая детский мячик и называя свое имя, а потом имя того, кому ты передаешь мяч, мы не только познакомились друг с другом, но и попали в особую неформальную дружескую атмосферу. В игровой форме прошло и деление по группам. Четыре почтовых открытки были разрезаны на 8 частей. Каждый участник, получив свой кусочек, должен был отыскать партнеров, чтобы сложить картинку. Собрав паззлы, мы разделились на две группы, и работа началась.

В тему погрузились с помощью интригующего приема. Было дано задание нарисовать картинку «Как я вижу себя в качестве профсоюзного активиста». Рисунки получились самые разнообразные, порой очень неожиданные. Развесистое плодовое дерево, корни которого – члены профсоюза, ствол – его деятельность, листочки и плоды – результат профсоюзной работы. Белочка, весело и быстро перескакивающая с места на место (с проблемы на проблему) и легко щелкающая орешки (решающая эти проблемы). Яркий, солнечный, но в то же время грозный львенок (профсоюз – это свет знаний, сила, но и рыкнуть может). И даже змея (мудрость, изворотливость, что тоже немаловажно). Занятие заставило многих задуматься о себе, своей работе, о месте профсоюза в системе образования.

А наших голландских коллег на протяжении всего семинара поражал высокий профессионализм нижегородских активистов, объем и качество выполняемой работы. «Вас нечему учить, вы способны учить сами!» Комплимент заслуженный, но вместе с тем знания, которыми любезно делятся наши голландские коллеги, улучшат качество профсоюзной работы.

На второй день семинара преподаватели озадачили нас такими вопросами: знаем ли мы своих членов профсоюза, что ждут учителя от профсоюза и активисты от рядовых владельцев профбилетов? Обсуждали проблемы взаимоотношений, несоответствие между предлагаемыми и желаемыми услугами, мотивацию профсоюзного членства и способы управлению ею. Задача профсоюзных лидеров, пришли к единодушному мнению участники семинара, – находить и вовлекать в работу активистов, вести разъяснительную работу, чтобы каждый член профсоюза знал, куда обращаться с той или иной проблемой. Говорили также о том, как вести переговоры, добиваться внимания и взаимопонимания, приходить к компромиссу, как выстраивать беседу, ориентируясь на конкретный результат, какие существуют методы убеждения. Наконец, выясняли, как оценивать ситуацию, выбирать – нужны переговоры или открытая борьба?

«Семинаристам» пришлось потрудиться и в качестве историков профсоюзного движения, и в качестве дизайнеров, оформляющих агитационный плакат по истории российского профсоюза образования. Это задание оказалось не слишком сложным для тех, кто на протяжении 15 лет своими руками «делал историю» в области, в районе и городе, в своей школе.

Оживленная дискуссия завязалась вокруг вопросов о сегодняшнем дне и будущем профсоюзного движения как в стране, так и в своем регионе. Необходимо было определить, что делать профсоюзу, какие виды деятельности прекратить вовсе и что нового привнести в работу. Все единодушно сошлись во мнении, что проблемам повышения заработной платы, статуса учительской профессии, усилению влияния профсоюза, укреплению его имиджа необходимо по-прежнему уделять повышенное внимание. Однако всем бы хотелось избавиться от порочной практики превращения профсоюза в кассу взаимопомощи… В мечтах о будущем видятся собственные профсоюзные учебные центры, дома отдыха, детские лагеря, чтобы поменьше обивать пороги, выпрашивая путевки.

Три дня семинара пролетели, как один. Участники разъехались по своим городам, а наши лекторы отправились в Уфу, где также пройдет семинар. Мы начали учебу, которая, надеемся, принесет плоды, на которые мы рассчитываем: укрепим репутации собственных организаций перед региональными властями, научимся ориентироваться в сложной системе децентрализации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте