search
main
0

Академический класс

Школьники в большой науке

Современные технологии обеспечивают мгновенный доступ к информации, но ничто не сравнится с применением полученных знаний на практике. Такую возможность подрастающему поколению дает программа «Академический класс в московской школе», которая объединяет усилия учителей московских школ, ресурсы учреждений Департамента образования и науки города Москвы, научно-исследовательских организаций и вузов.

Благодаря участию в программе у школьников появляется уникальная возможность еще до поступления в университет узнать, что такое настоящая наука и что означает быть ученым.

В Институте общей и неорганической химии имени Н.С.Курнакова Российской академии наук проект «Академический класс в московской школе» успешно реализуется уже 4 года. Одним из руководителей школьных проектов является научный сотрудник Лаборатории химии координационных полиядерных соединений ИОНХ РАН кандидат химических наук Максим Шмелев, который отмечает:

– В рамках «Академического класса» в институты приходят мотивированные школьники для выполнения научной работы. Со своей стороны мы стараемся предложить им интересные темы с практическим уклоном. Мы подбираем тематики, соответствующие знаниям ребят, с учетом возрастных особенностей и соблюдения мер техники безопасности, объясняем школьникам, что проведение фундаментальных исследований позволяет получать информацию, которая очень важна в дальнейшем для решения актуальных практических задач. Осознание значимости своей работы позволяет им ощущать себя настоящими исследователями.

– Под моим руководством, – говорит Максим Шмелев, – в течение учебного года работают четверо ребят. Одна из выполняемых ими работ – получение координационных соединений металлов, проявляющих люминесцентные свойства. Вместе с ребятами мы создаем вещества с максимальной яркостью люминесценции. Соединения, люминесцирующие в видимой области, применяются в светоизлучателях, для биомедицинской визуализации, в люминесцентных датчиках и флуоресцентных зондах.

– Нами также ведется работа, – рассказывает химик, – по получению пористых металл-органических координационных полимеров, которые привлекают внимание исследователей широким диапазоном практического применения: катализ, магнетизм, селективное разделение газов или жидкостей. Одно из популярных направлений наших исследований посвящено разработке способов извлечения лития из техногенных отходов с помощью металл-органических координационных полимеров. Литий является важнейшим компонентом аккумуляторов, и спрос на него в ближайшие годы будет только возрастать. В связи с ростом потребления лития остро стоит проблема его извлечения из отработанных литий-ионных и литий-полимерных источников, что обусловлено как необходимостью сохранения окружающей среды, так и высокой стоимостью и ограниченностью природных запасов этого металла.

– Эти и другие исследовательские работы, – констатирует куратор юных «академиков», – погружают школьников в профессию научного сотрудника, они узнают, как построены научные исследования, постигают навыки работы с научной литературой, приобретают умение донести до аудитории результаты своих трудов. Ребята приходят в ИОНХ РАН из разных школ, после школьных занятий они спешат в институт и ведут научную работу. За время пребывания в институте они успевают набрать достаточный экспериментальный и теоретический материал для тезисов и выступить на профильной конференции. Заметным бонусом от выполнения научной работы и участия в конференциях является получение дополнительных баллов к ЕГЭ.

– Поскольку школьники выполняют исследования по самым актуальным направлениям, – подчеркивает Максим Шмелев, – за год они успевают получить результаты, позволяющие стать соавтором полноценной научной статьи, почувствовать себя полноправным членом научного коллектива и увидеть свой реальный вклад в решение научной задачи. Сейчас в нашей лаборатории трудится студентка первого года обучения химического факультета МГУ. До этого она была участником проекта «Академический класс в московской школе» и выполняла исследования в нашей лаборатории, а сейчас продолжает работу уже в новом статусе.

Программа «Академический класс» помогает школьникам в профориентации: кто-то определяется с выбором вуза, кто-то публикует полноценную научную статью, а кто-то занимает призовые места на конференциях.

Ученица академического класса школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора Алиса Батова рассказывает, как проходит ее работа в научном институте:

– Мы с одноклассниками делаем проектную работу в ИОНХ РАН и работаем по разным тематикам, хотя они частично пересекаются между собой. Наши исследования относятся к области координационной химии, мы изучаем свойства так называемых координационных соединений. В ИОНХ РАН мы выполняем практическую работу непосредственно с этими соединениями, а также изучаем доступную информацию по этой тематике. Иногда возникают трудности с синтезом, но мы варьируем условия, пытаемся добиться лучшего результата. Сама проектная работа очень интересна, мы узнаем много нового в области химии, расширяем свой кругозор, участвуем в конференциях. Каждый из нас добился хороших результатов в работе благодаря помощи нашего научного руководителя и интересу к науке. Возможно, наше будущее будет связано с химией, а участие в таких проектах поможет нам определиться с дальнейшим выбором профессии.

Таисия КОЗЛОВА, научный сотрудник ИОНХ РАН, кандидат химических наук;

Мария СМИРНОВА, ученый секретарь ИОНХ РАН, кандидат химических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте