Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.
Борис Теплов
Школьный театр – это особый мир в пространстве образовательного учреждения. Основным предназначением театра в школе является воспитание творчески активной и гармонично развитой личности.
Школа сегодня является одним из крупнейших центров нравственно-интеллектуального воспитания. Необходимость в разнообразии способов организации досуга, стремление сделать их общественно значимыми придает особую актуальность и практическую значимость данному проекту. Создание школьного театра на базе нашего учреждения – это отличное средство вовлечения детей в общечеловеческую культуру. Средствами художественного творчества в детском театре решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит их знакомство с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, могут петь и танцевать, становятся подвижными и активными. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен.
Школьный театр – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Это универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами каждого участника действия. Это и пошив костюмов, и разнообразные навыки, необходимые для изготовления реквизита, и умение обращаться с электроаппаратурой, и навыки, необходимые для организационной и административной работы. Что же касается собственно театрального творчества, то здесь важно понимать, что оно развивает ребенка во всей его психофизической целостности. Только совместные усилия ребят, их коллективный труд могут реализовать в жизнь чудо театрального спектакля. Воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра знакомо, наверное, каждому. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых к этому искусству.
Для того чтобы создать театр с нуля, нужен лидер, у которого есть огромное желание и энергия для воплощения творческих идей. Педагог-наставник должен поставить цель, заразить ею и идти к ней. Без этого ничего не получится, ведь в школьном театре все держится на энтузиазме педагога, который организует творческий процесс.
Я всегда тяготела к творчеству, с детства мечтала стать актрисой. Именно школа стала для меня первой площадкой для реализации моих устремлений, а учителя – мудрыми наставниками и вдохновителями. После школы я поступила в Московский государственный университет культуры и искусств на театрально-режиссерский факультет. Получила специальность «режиссер театрализованных представлений и праздников, педагог». В 2017 году по удивительному стечению обстоятельств я устроилась работать в школу, которую окончила в 2005 году. Здесь повстречала своих учителей-наставников, теперь коллег.
Открылся школьный театр в феврале 2017 года. Первое название было «Ай да дети!». В начале своего творческого пути театр был небольшой, группа насчитывала максимум десять человек. Сейчас в составе объединения почти сто детей. С 2020 года в рамках студии появился урок музыки, театр переименовался. Теперь он называется «Музыка. Театр. Дети». Дети разучивают вокальные партии, сольные номера и групповые песни, что позволяет им развивать не только сценические способности, но и музыкальные – ставить музыкальные спектакли. В представлениях часто используется формат интерактива, где юные актеры вовлекают зрителя в действие, детей это учит быть более раскованными и не бояться публичных выступлений.
Я очень радуюсь успехам детей в нашем театре, ведь через игру и сказку ребята учатся добру, любви к ближнему.
Именно здесь, в театре школы №1547, ребята делают первые шаги на сцене, участвуют в конкурсах и побеждают, борются со своими страхами, становятся сильнее и приобретают новые важные навыки и лидерские качества, которые впоследствии помогают им в жизни.
Я считаю, что главная задача руководителя – найти применение талантам всех участников группы, определить их зону личной ответственности в общем результате. Когда нет слаженной команды, работа каждого участника процесса будет восприниматься отдельно, волшебства не случится.
Возможно, кто-то из моих выпускников однажды тоже станет педагогом, свяжет свою жизнь с театром, и я буду горда тем, что зерна наставничества прорастают и дают свои красивые плоды.
В театре занимаются ребята с 1‑го класса. Самые старшие воспитанники сейчас уже в 11‑м. На протяжении многих лет участники школьного театра являются бессменными ведущими праздничных концертов и всех значимых мероприятий школы. Школьный театр берет на себя ответственность за проведение новогодних представлений для детей начальной школы и дошкольных групп. Это и новогодняя сказка, и проведение хороводов с Дедом Морозом и Снегурочкой вокруг елки. С маленькими студийцами мы работаем над стихами детских классиков.
В театре обязательно проводятся занятия по актерскому мастерству, которые развивают концентрацию произвольного внимания, память, фантазию и воображение. Ребята занимаются и сценической речью. Она формирует дикцию, музыкальный слух и правильное дыхание. Снимаются телесные и голосовые зажимы, речь делается внятной, голос – звучным. Подвижные занятия и танцы замечательно улучшают координацию и пластику движений.
На протяжении многих лет участники театра становятся призерами и лауреатами школьных, городских и региональных конкурсов. Ежегодно ребята выступают на фестивалях и приносят все новые и новые награды.
Театр является лауреатом различных фестивалей и конкурсов. Школьный театр присутствовал на торжественной церемонии открытия и принимал участие во Всероссийском проекте «Движения первых» «Школьная классика». Итоговой работой в рамках проекта стал спектакль по пьесе Дамира Салимзянова «Веселый Роджер». Работа вошла в число 30 победителей. Эксперты отметили постановку и дали спектаклю высокую оценку. Школьный театр является участником Московского театрального фестиваля-конкурса «Живая сцена» в направлении «Школьная Мельпомена», номинация «Музыкальный театр». Театр принял участие в открытом фестивале искусств «Что за прелесть эти сказки», который проходил во Дворце культуры «Капотня». Ребята показали отрывок из спектакля «Голос, как у козы» и миниатюру по басне И.А.Крылова «Демьянова уха». Обе работы стали лауреатами II степени. Ребята со своими постановками участвуют в благотворительных акциях, выступают в спецшколах для детей-сирот и инвалидов, посещают дома для людей пожилого возраста.
Хочется поговорить о значении правильно подобранного материала для постановки в школьном театре. Огромную роль в воспитании и обучении участников театрального коллектива играет репертуар. Зная его, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, исполнительских возможностях.
Репертуар театра в начальной школе – это в основном русские народные сказки. Считаю очень важным приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.
Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями – русскими народными сказками.
Ребятам нужны захватывающие впечатления, а их можно найти в народном фольклоре. Это стимулирует потребность детей в активном выражении чувств.
В сказках отражены особенные черты русского характера и быта. Очень просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Сказка является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка.
Дети очень любят инсценировать русские народные сказки. В нашем театре были поставлены спектакли «Каравай» по мотивам русской народной сказки «Колобок», «Голос, как у козы» по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят», «Хранители сказок» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди». «Каравай» – это музыкальный спектакль, который учит элементарным вещам: в жизни нужно всему учиться, никогда не бывает так, чтобы было все и сразу.
Музыкальный спектакль «Голос, как у козы» – это современный комедийный взгляд на известное произведение. Волк пытается изменить себе голос, чтобы козлята впустили его в дом, приняв за маму-козу, которая ушла по делам из дома. В спектакле «Хранители сказок» в игровой форме мы показываем, что без взаимовыручки на свете трудно жить, важно любить ближнего и слушаться родителей.
Постановка таких спектаклей доставляет детям много радости и удовольствия, формирует интерес к малым фольклорным формам. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, пробуждают любовь к родному языку.
Репертуар театра в старшей школе – это, безусловно, произведения русских писателей-классиков. При отборе классики для постановок можно выделить две тенденции: во-первых, обращаемся к произведениям, которые входят в школьную программу по литературе или рекомендованы для внеклассного чтения; во-вторых, можно выбрать для постановки произведения, которые не знакомы школьниками. Детям интересно работать с таким материалом, они открывают для себя новых авторов или неизвестные им до этого произведения уже знакомых писателей. В таком случае особенно ценно расширение кругозора учащихся, знакомство с достоянием литературы, до которого они без помощи педагога, возможно, и не скоро бы добрались. Кроме того, в процессе работы над спектаклем, как правило, усиливается интерес к творчеству данного автора, появляется желание прочесть и другие его произведения, посмотреть художественные фильмы-экранизации или посетить театр, чтобы увидеть постановки.
Выбор репертуара – ответственный момент в деятельности руководителя театрального коллектива, мы должны ориентироваться на достойные произведения.
Театр вечно юный и добрый, загадочный и неповторимый. Он в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, единственность человеческой личности независимо от того, где эта личность находится – на сцене или в зале.
Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?» всегда пытался театр.
Анастасия ГЛАДКОВА, выпускница школы №1547, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, руководитель школьного театра «Музыка. Театр. Дети»
Комментарии