search
main
0

Ахматова в стиле фьюжн. Современное женское прочтение

«Память о солнце» – так называется литературно-музыкальный спектакль, посвященный творчеству Анны Ахматовой, премьера которого состоялась 25 ноября в Московском Доме музыки. На одной сцене выступили две стихии, две неповторимые женщины – актриса Ольга Кабо и певица Нина Шацкая. Представила исполнительниц заслуженная артистка России Людмила Чурсина. В этот вечер на сцене сияли красивые, харизматичные, талантливые женщины, которые с помощью слова, песни и музыки предоставили нам, зрителям, редкую на сегодняшний день возможность прикоснуться к миру поэзии…

В первом отделении Ольга Кабо и Нина Шацкая соединили в одно действие раннюю поэму «У самого моря» и несколько баллад на стихи Ахматовой.«А я была дерзкой, злой и веселой // И вовсе не знала, что это – счастье», – читала, или скорее проживала поэму на сцене Ольга Кабо. Голос ее постоянно менялся и был то веселым и дерзким, то тревожным и надрывным, то спокойным и смиренным…В центре поэмы – юная Ахматова, противоречивая, непредсказуемая: это и девчонка, которая дружит с рыбаками и зарывает в песок желтое платье, чтобы его не унес ветер, пока она плавает в море, и царица, которая ждет своего царевича и безжалостно отвергает влюбленного в нее мальчика. Здесь проявляется любимый прием Ахматовой: трогательное и возвышенное сочетается с земным, простота – со сложностью, искренность – с хитростью и кокетством.Казалось бы, романсы в исполнении Нины Шацкой, которые прерывают чтение Ольги Кабо, должны выбиться из общего целого, но этого не происходит. Исполнительница все дальше уводит слушателей в мир Ахматовой. Ранняя лирика соединяется с более поздними стихами – тревожные предчувствия поэмы оправдываются, мечта о любви и женском счастье уплывает все дальше, как и время юности, сменившееся страшными испытаниями:Все души милых на высоких звездах.Как хорошо, что некого терятьИ можно плакать. Царскосельский воздухБыл создан, чтобы песни повторять.Второй частью пьесы стало одно из самых трагичных произведений Ахматовой – «Реквием». По словам Нины Шацкой, «Реквием» – это своеобразный ответ на вопрос Ахматовой: «Ради чего жить, если судьба забирает самое дорогое?» Жить ради того, чтобы рассказать об этом. Эпилог прочитала Ольга Кабо. Поразило то, как изменился ее голос, из надрывного превратившись в величественный и одновременно будто вобравший скорбь всех матерей, которые оказались в тюремных очередях вместе с Ахматовой. В жизни поэта наступает такое время, когда он начинает говорить от лица всего народа:Нет, и не под чуждым небосводом,И не под защитой чуждых крыл, -Я была тогда с моим народом,Там, где мой народ, к несчастью, был.«Анна Ахматова! Это имя – огромный вздох…» – писала Марина Цветаева. Нине Шацкой, исполнившей поэму, удалось вложить в «Реквием» этот «огромный вздох». Ее исполнение завораживает и держит зрителей в напряжении. Шацкая смогла передать голосом темперамент Ахматовой. Сама она признается, что при исполнении «Реквиема» испытывает эмоции колоссальной силы.В заключение Нина Шацкая и Ольга Кабо поблагодарили всех, кто принимал участие в создании спектакля. На сцену поднялись композитор Злата Раздолина, которая написала музыку к стихам Ахматовой, режиссер Юлия Женова, заслуженный художник России Виктория Севрюкова, придумавшая сценические костюмы. Спектакль не состоялся бы и без сопровождения симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» под управлением Феликса Арановского. Следует сказать, что музыка спектакля очень современна. Это фьюжн – немного романса, немного джаза, рока. Современный микс. Это делает «Память о солнце» и современной, и вечной, как вечны темы любви, жизни и смерти, встречи и расставания.Словом, «Память о солнце» – это прежде всего спектакль об утраченном прошлом и о страшном настоящем, выпавшем на долю Ахматовой. О страдании и в то же время об очищении через страдание.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте