Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Практикум

Абитуриентам нового созыва

Масштабирование необходимых знаний выпускников при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Учительская газета, №36 от 08 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Алексей СМИРНОВ, учитель русского языка и литературы, председатель региональной комиссии экспертов итоговой аттестации по русскому языку Кемеровской области, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015

В первой половине 2020‑го мы оказались выдернуты из привычной, во многом традиционной, атмосферы в пространство инновационных форматов, которые многообразием прельщали, а эффективностью чаще настораживали. Мы изголодались по хорошим, качественным заданиям, приемам, ходам, которые всегда были и остаются залогом высокой результативности. Нам – особенно гуманитариям, особенно филологам! – очень скоро стало очевидно, что дистанционные технологии и даже технологии офлайн (просто «выложить задания») хороши лишь как факультативные: то ли инкрустирующие, то ли вносящие некое самоценное разнообразие. И в этой связи, подготовив и благословив на триумфы поколение-2020, мы замерли в ожидании… возвращения, восстановления, развития, преображения.

Алексей Смирнов

В нашем экзаменационном филологическом ареале мэтры в кооперации и во взаимодействии создали новое учебное пособие, качественно интерпретирующее демоверсию уже 2021 года, точечно претерпевшую некоторую эволюцию в русле тех ожиданий, которыми живет образование периода «реконвалесценции после самоизоляции». Речь идет о сборнике «ЕГЭ 2021. Русский язык. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ».

Состав авторского коллектива – И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Р.А.Дощинский, М.С.Смирнова – это гарантия высокого уровня материалов, демонстрация методической и дидактической строгости, умноженной на живой, рассчитанный на личностное восприятие текстовый фон. Это информация от экспертов, несущих ответственность за каждое слово, позицию и комментарий. Много лет авторитетные специалисты-филологи в квартете, в тандемах и поодиночке предлагали нам задания для основательной подготовки к экзамену, и вновь, обобщив свой опыт, готовы определить маршрут движения абитуриентов нового созыва к их олимпу.

Что удалось нашим старшим коллегам?

✓ Быть педантами в стремлении отразить полутона, обертоны, периферию каждого задания, предполагающего освоение многогранника, коим предстает тема, правило, алгоритм из корпуса нашей дисциплины. В этой связи традиционно ценна россыпь примеров, которые можно и нужно выносить на аудиторные и внеаудиторные встречи для многопланового анализа. Наш предмет не повод для профильных штудий, но он, будучи альфой и омегой русской картины мира, должен быть освоен во всем многообразии и великолепии – это своего рода цель взаимодействия с такими разными по содержанию вариантами, коих на этот раз 50.

✓ Отобрать для сборника тексты не просто разных авторов, разного содержания, но и разного, поступательно прирастающего, уровня сложности. Это очень важно, ведь абитуриенты часто после прорешивания вариантов невольно или сознательно выходят на уровень смысловых клише, готовых текстовых массивов. Сочинения становятся сухими, однообразными, неинтересными. И потому главным ходом в разрушении этой нехорошей тенденции оказывается работа с неожиданно непростыми, неодномерными, непредсказуемыми текстами. Выпускники учатся быть гибкими и чуткими, внимательными и основательными – а это именно то, что мы хотели бы видеть в наших повзрослевших одиннадцатиклассниках.

✓ Отразить новые направления в развитии модели ЕГЭ по русскому языку: больший аналитический характер задания 9 и усиление текстоведческой составляющей для написания сочинения в задании 27. Мы начинаем все более выходить на уровень лингвистической демонстрации авторского видения, авторского пути развития мысли. Наши выпускники должны, с одной стороны, показать, в каких отношениях находятся блоки информации, с другой – проанализировать, почему или зачем необходима именно такая их логическая связка. А мы в свою очередь должны понять, насколько умело завтрашние абитуриенты могут объяснить то, что поняли о тексте, какие смыслы открыли для себя.

✓ Выполнить аналитический разбор ключей к двум вариантам, используя комментарии, рассуждения, уточнения, алгоритмы решения… Это не игра в поддавки; это логика, это технология, это путь к результату – к верному результату. Традиционные таблички с веером проблем – это, как всегда, филигранная работа с читательскими ожиданиями и экспертными оценками. Причем вновь перед нами не готовые схемы и пределы, а информация к размышлению и к дальнейшей работе.

✓ Быть в тренде сегодняшнего дня. Эти 50 вариантов под одной обложкой интересны еще и в свете тенденции, которая стала нормой в период самоизоляции: выход на самоподготовку, на истинное, ответственное шефство над собой и курирование собственного пути к единому государственному экзамену, возможность самостоятельно определиться с тем, как, когда, с какой интенсивностью погружаться в глубины ЕГЭ по русскому языку. Словом, книга в духе времени! Универсальная, наполненная выверенными, продуманными до мелочей заданиями, точно сбалансированная, а главное – сделанная с любовью к русскому языку и с уважением к своим целеустремленным читателям.

Остается только пожелать вам удовольствия от работы и отличных результатов!


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt