Может быть, такой вопрос кому-то из выпускников покажется неожиданным. О чем это тут спрашивают? Главное ведь – поступить, а там… И далеко не все задумываются, а что там? К сожалению, такое отношение к будущей учебе в вузе часто бывает не только у молодых людей, но и у их школьных педагогов. Что же ожидает бывшего школьника, ставшего студентом, например, технического или экономического вуза?
Как учитель математики, много лет работающий в профильных классах, как человек, имеющий и педагогическое, и техническое образование, я очень хорошо представляю себе, что дальше. Дальше – несколько курсов математики, различных ее разделов, понимание и освоение которых требуют очень хорошей подготовки по всем разделам школьной программы. А значит, принципиально важный результат обучения математике в школе – формирование у выпускников целостного представления о нашей науке, ее разделах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, иными словами – развитие математического мышления, а также умение самостоятельно мыслить, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, планировать свою деятельность, осуществлять последовательные шаги для решения проблемы, делать выводы.В этом случае бывшие школьники, став студентами, успешно осваивают университетские математические курсы, легко справляются с домашними заданиями, выполняют контрольные мероприятия, сдают экзамены. Они часто приходят в свою школу и с воодушевлением говорят о том, как здорово, что они в свое время освоили все, что было необходимо для продолжения образования, что работали над исследовательскими проектами, и их не пугают теперь курсовые, доклады, рефераты, выступления… Рассказывают, что товарищи по группе обращаются к ним за помощью и иногда завидуют им. И эти рассказы радуют нас, учителей.Но бывает и так, что выпускник и учитель ставят перед собой цель, связанную лишь с поступлением в университет. Тогда их интересует только приличный балл на выпускном экзамене. Для этого достаточно без ошибок выполнить его первую часть и три задания второго раздела, к которым они и осуществляют целенаправленную подготовку.Молодой человек с большой вероятностью станет студентом. Но он будет владеть лишь набором разнородных разобщенных знаний, обусловленных выбранными для подготовки задачами. Для успешного обучения на уровне высшего профессионального образования этого недостаточно. Этот избирательный подход, как правило, приводит к тому, что студент с трудом преодолевает трудности обучения, сдает экзамен по курсу математического анализа лишь с третьего-четвертого раза, а иногда и вовсе «не тянет» и уходит из университета именно из-за математики – не хватает базовой системной подготовки, упорства, умения добиваться цели. Такие ребята приходят к своим учителям крайне редко, о них школа чаще всего узнает по рассказам их бывших одноклассников.Эти истории помогают нам, учителям, понимать, правильно ли мы строим свою работу. Ведь где еще, как не в школе, наши ученики получат эту самую систему знаний и умений, необходимую им для успешного получения высшего профессионального образования! Кто еще, как не мы, поможет им понять, где именно и для решения каких будущих задач и проблем понадобятся школьные знания!Современные дети зачастую очень практично подходят ко всему, в том числе и к учебе: «Это мне нужно (ЕГЭ сдаю), а это не нужно (в ЕГЭ не входит)». Порою и учителя встают на такие же позиции: «Не будем тратить время, скажем, на интеграл. Ведь еще ни разу не включали задания по этому разделу в ЕГЭ по математике. Лучше мы потренируемся решать тригонометрические уравнения». В результате в вузе ребята мучаются с этими интегралами, ведь им не хватает знаний даже для того, чтобы просто понять, что говорит университетский лектор.Думаю, что причиной такого подхода является не только нехватка времени на глубокое, качественное освоение всего, что мы сами планируем в своих рабочих программах, но зачастую и низкий профессиональный уровень самого учителя, недостаточный масштаб личности. В результате учителю не удается мотивировать детей к освоению того или иного материала.Чтобы быть успешным в своей профессии, нам необходимо непрерывное самообразование как в области своего учебного предмета и педагогической психологии, так и по вопросам, формирующим нашу общую культуру. Мы можем заинтересовать учеников своим предметом только в том случае, если сами интересны детям!Марина ВЕСЕЛОВА, учитель математики измайловской школы №1508
Комментарии