Президент России Владимир ПУТИН:
“Cо времени Крещения Руси судьба церкви тесно связана с исторической судьбой России. Священнослужители вместе со своей паствой делили бремя невзгод и лишений, радость успехов и побед, проявляя твердость, волю, а очень часто и самоотверженность, помогали сохранить веру в добро и справедливость, воспитывали в людях патриотизм и достоинство, любовь и уважение и к Родине, и к ближнему своему.
Сегодня Церковь активно восстанавливает свою традиционную миссию: возносятся храмы, открываются новые приходы. Велики ее заботы в делах миротворчества, просветительства и благотворительности, в том числе по cохранению памятников архитектуры и старины нашей. Возрождается работа священнослужителей в социальных учреждениях. Мы высоко ценим благородные усилия Церкви по сохранению и укреплению гражданского мира в нашей стране, межконфессионального согласия, последовательную позицию Церкви в ключевых международных и внутриполитических вопросах, хотя принимаем как должное, что Церковь и не вмешивается во внутриполитические дела. Хорошо известна сила воздействия пастырского слова на духовное самочувствие людей и на их настрой. Оно единит людей, а значит, помогает укреплению государства. Поэтому взаимополезный и конструктивный диалог Церкви и государства служит нашим общим целям – обустройству нравственно богатой и благополучной жизни в России”.
Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями был создан по решению Священного Синода 18 июля 1995 г. Он строит свою работу на основе соглашений Русской православной церкви с министерствами обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Федеральной погранслужбой и другими силовыми ведомствами, Главным управлением казачьих войск при Президенте РФ. Председатель синодального отдела – епископ Красногорский Савва.
Направлений работы отдела множество. Это и представление Русской православной церкви в ее сношениях с руководством и структурами Вооруженных Сил, других ведомств, располагающих воинскими формированиями, и координация взаимодействия священноначалия, духовенства с военным руководством и воспитательными структурами в реализации соглашений и программ церковно-военного сотрудничества, и забота о пастырском окормлении православных военнослужащих как в местах постоянной дислокации, так и во время командировок в районы выполнения служебно-боевых задач, в том числе в составе миротворческих контингентов в Боснии, Косово, на Северном Кавказе, и православная миссия среди военнослужащих, в первую очередь среди лиц православного происхождения, и культуры. А еще участие в совместных мероприятиях, помощь командованию и воспитательным структурам, участие в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной направленности в рамках подготовки и празднования Дней воинской славы России, знаменательных и юбилейных дат, событий отечественной истории.
Связь армии и православной церкви восходит к давней российской традиции. Для русских воинов вера всегда имела огромное значение, вселяла стремление к победе, уверенность в правоте своего дела. “Воин” в церковном языке – высокое слово. Не случайно при упоминании имен мирян во время богослужений только к именам военнослужащих прилагается их звание – воин. Подвижники Русской православной церкви всегда оказывали духовное содействие армии в защите Отечества, сохранении целостности государства. Во время войн Русская православная церковь “усугубляла молитвы о даровании побед русскому воинству и сопровождала их коленопреклонением в знак покаяния за грехи, которые привели к брани, и ходатайства о Божией помощи”. Особое внимание воинскому служению, которое всегда уделяла церковь, соответствует словам из Библии: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя”.
Много знаменательных страниц истории нашего Отечества связано с ролью церкви в его защите. Вспомним, к примеру, предшествовавшее Куликовской битве благословение великим святым земли Русской преподобным Сергием Радонежским князя Димитрия Донского на борьбу с завоевателями или события Смутного времени, когда священномученик патриарх Гермоген и его сподвижники стали духовными руководителями освободительного движения против иноземных захватчиков.
Впоследствии участие церкви в жизни армии было особо организовано. При каждом полку и на каждом военном корабле был свой штат священнослужителей, создавались военные храмы – в том числе и на театрах военных действий. Общая численность духовенства в армии и на флоте составляла порядка пяти тысяч.
Более века назад начальник Главного штаба русской армии генерал-лейтенант В.В. Сахаров говорил: “Военное духовенство всегда находилось и находится на высоте своего призвания, безупречно исполняя свои обязанности, о чем свидетельствуют единогласные отзывы начальников отдельных воинских частей. Мало того, военное духовенство нередко показывало примеры мужества, рыцарской храбрости во время боевых действий, а главное, словом увещания, речью от чистого сердца и добрым личным поведением научало солдатика безропотно переносить все тяжести походной службы, а на войне храбро сражаться и побежденного врага щадить”.
Эти слова актуальны и ныне: православие с его незыблемыми нравственными ценностями дает мощную опору Российской армии. Еще лет 15-20 назад трудно было даже представить священника в казарме, а теперь это едва ли не норма. Руководство силовых министерств убедилось, что пастырская деятельность православного духовенства благотворно влияет на дисциплину и морально-психологический климат в воинских коллективах, помогая предотвратить или минимизировать негативные явления, к примеру, те же неуставные взаимоотношения.
Это тем очень важно, так как, по данным социологических исследований, почти 8% призывников систематически употребляли спиртные напитки, более 5% пробовали наркотики и токсические вещества, почти у 12% были приводы в милицию, 8% привлекались к суду, каждый четвертый нигде не работал и не учился. Хотя уровень преступности в Вооруженных Силах приблизительно в 2 раза ниже, чем в целом по стране, негативные явления не могут не волновать. И православные пастыри давно стали надежными союзниками в воспитательной работе с воинами. Как показала жизнь, совместная борьба за умы и сердца армейской молодежи приносит ощутимые результаты.
Досье “ВО”
Как явствует из анонимных опросов, каждый четвертый военнослужащий считает себя верующим. Из них православных – 76%, мусульман – 9%, буддистов – 3%, других вероисповеданий – 12%.
Кстати, и сами армейские воспитатели все больше осознают необходимость приобретения богословского образования. Его они могут получать очно или заочно в духовных учебных заведениях. Так, при Свято-Тихоновском Богословском институте есть учебно-методический центр духовного образования военнослужащих. В нем читают лекции и сотрудники “военного” отдела Московского Патриархата. Военным выпускникам института вручают дипломы военных катехизаторов. Кроме того, преподаватели духовных учебных заведений читают лекции в военных вузах, например, в Московском юридическом институте. В Военной академии РВСН имени Петра Великого открыт факультет православной культуры. Такой же факультет предполагается открыть в Академии имени М.В. Фрунзе. В некоторых других военных академиях проводятся факультативные занятия по богословию.
Заслуживает внимания деятельность Тюменского и Екатеринбургского епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, которым руководит подполковник запаса Илья Новожилов. Там впервые по инициативе правящего архиерея Высокопреосвященного архиепископа Викентия учреждены епархиальные стипендии для курсантов и слушателей Екатеринбургского артиллерийского института, Екатеринбургского филиала Академии государственной противопожарной службы МВД, Юридического института МВД и Екатеринбургского суворовского училища.
Несомненные успехи взаимодействия армии и церкви есть и в Московской, Курской, Смоленской, Пензенской, Санкт-Петербургской, Костромской, Рязанской, Тульской, Псковской и ряде других епархий. А в Орле по инициативе командования Военного института правительственной связи и информации при Президенте РФ, возглавляемого кавалером ордена Святого Благоверного Князя Даниила Московского генерал-майором В. Гусевым, с благословения и при активном участии Архиепископа Орловского и Ливенского Паисия создается гарнизонный военно-мемориальный комплекс для захоронения военнослужащих, павших при исполнении служебных обязанностей и умерших ветеранов Вооруженных Сил. На территории комплекса планируется строительство храма-часовни. В самом же институте учрежден факультет православной культуры. Его декан – сотрудник синодального отдела полковник запаса А. Козин. Эти начинания нашли поддержку у администрации Орла и руководства Федерального агентства правительственной связи.
Примечательна и деятельность Трифоно-Печенгского мужского монастыря Мурманской епархии, который расположен среди воинских частей и гарнизонов. Большинство прихожан монастыря – военные и члены их семей. У обители сложились тесные дружественные связи со многими заставами, подразделениями Сухопутных войск и флота. Монастырь сформировал 7 библиотек для Северного флота.
В целом в военных городках Минобороны ныне насчитывается около 150 храмов. В соединениях погранвойск – 7. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям – 20. В воинских частях ближнего и дальнего Зарубежья – один храм в Боснии и храм-палатка в Косово. В российском контингенте в Таджикистане – храм в частях Минобороны и еще один – в формированиях Федеральной погранслужбы. Строительство новых храмов не прекращается. Ежегодно строится около 30 “военных” храмов и часовен. Благословлял закладку и освящал многие из них лично Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это храм-часовня в Главном штабе Московского округа Внутренних войск, храм Преподобного Ильи Муромца в Главном штабе Ракетных войск стратегического назначения, церковь в честь Иконы Божией Матери “Неопалимая Купина” в Главном оперативном управлении пожарной охраны Москвы и храм в Пензенском высшем военном артиллерийском инженерном институте.
Во время пастырских поездок иерархи православной церкви принимают участие в освящении подводных лодок и надводных кораблей, воинских знамен и боевой техники. Так, во время визита в Мурманск Алексий II освятил тяжелый ракетный крейсер “Адмирал Нахимов”, а председатель синодального отдела епископ Красногорский Савва – подводную лодку Северного флота “Даниил Московский”, тяжелый атомный ракетный крейсер Тихоокеанского флота “Адмирал Лазарев”.
Не остаются без внимания и “горячие точки”. В трудных условиях Чечни в лучших традициях российского военного духовенства героически исполняют свой пастырский долг как священники отдела по взаимодействию, так и священники епархий, в которых дислоцированы части, участвующие в контртеррористической операции. Один священник в ходе боевой операции был ранен. Он и еще несколько священников удостоены государственных наград.
Священнослужители – частые гости не только в Чечне, но и в частях миротворческих сил в Боснии, Косово, Абхазии. Везде, где это было возможно, они организовали походные воинские храмы в палатках. В некоторых местах построены и стационарные храмы. Силами российских воинов-миротворцев еще в 1997 г. закончено строительство храма Святого Благоверного Князя Александра Невского в поселке Углевик в Республике Босния. До прибытия священника из России богослужения в храме совершали священники Зворничско-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви, а сегодня в этом храме постоянно исполняют послушание священники, командируемые из Московского Патриархата.
Не забыты и страны ближнего зарубежья, где несут службу российские военнослужащие. В армянский город Гюмри, в котором дислоцирована 102-я база Группы российских войск в Закавказье, ежегодно на три месяца командируются священник с группой студентов Московской духовной семинарии для совершения богослужений и духовного окормления военнослужащих.
Церковь активно участвует в военно-патриотическом воспитании допризывной и призывной молодежи. Так, в столице один из сотрудников отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями является членом Совета по военно-патриотическому воспитанию молодежи. В рамках взаимодействия с армией отдел практикует направление православных призывников по рекомендациям из епархий в части, где есть православные храмы. Командиры многих частей ежегодно обращаются в отдел с просьбой ходатайствовать перед военным командованием о направлении в них через призывные комиссии военкоматов православных призывников, так как с ними у командования нет проблем. Ежегодно через Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ таким образом призываются около 300 призывников, которые достойно исполняют свой воинский долг.
Активное сотрудничество Русской православной церкви с Министерством обороны и другими силовыми ведомствами не всем по нраву. Критики и оппоненты прежде всего упирают на то, что оно нарушает права приверженцев других конфессий. Сотрудник синодального отдела отец Дмитрий считает, что обвинения эти беспочвенны: “Факт наибольшего развития отношений Русской православной церкви с Министерством обороны вполне объясним и ни в коей мере не ущемляет прав военнослужащих иных вероисповеданий. Глубина и интенсивность этих связей определяются сложившимся статусом православия в российском обществе, его ролью в нашей истории, культуре, национальном самосознании, отношением к войне и армии. Равенство религиозных объединений перед законом не означает равенства в их социальной значимости. Нравственные ценности, привносимые православием в общественное сознание, а именно государственный патриотизм, отношение к военной службе и защите Отечества как к священной обязанности каждого христианина, искреннее желание нашей церкви оказать помощь Вооруженным Силам, видимо, и ставят ее в ряд близких союзников Министерства обороны”.
А вот точка зрения из армейского строя. Заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Минобороны РФ генерал-лейтенант Владимир Кожемякин: “Десятилетнее сотрудничества армии и церкви с самого начала было основано на четко обозначенных целях, его программа включала не только духовную составляющую, но и организационное обеспечение сотрудничества. И тогда, и сейчас со стороны иных конфессий выдвигались претензии к Минобороны за то, что оно работает якобы исключительно с Русской православной церковью. Однако сам текст подписанного несколько лет назад соглашения, где говорится об уважительном отношении к представителям традиционных религий, опровергает это”.
Думается, у представителей других конфессий, желающих обращаться к своим единоверцам в погонах с патриотических позиций, нет препятствий для того, чтобы использовать опыт Русской православной церкви для налаживания конструктивных отношений с армией и конкретными воинскими коллективами на четкой правовой основе.
Виталий ДЕНИСОВ
Комментарии