А чтобы было проще найти информацию, нужную именно вам, мы вводим разделы <>, <>, <>. Какие еще – зависит от вас. Постарайтесь найти время не только прочитать, но и написать. Пусть кратко. Ведь наша рубрика – способ организоваться, обьединить усилия, чтобы информационные технологии действительно вошли в жизнь взрослых и детей. Сделали ее удобней, многогранней, интересней и в конечном итоге счастливей. И это возможно.
Первый шаг Учителю-предметнику
Вспомните, как часто приходится что-то писать: карточки с заданиями, планы уроков, списки учеников, отчеты… И речь идет о записях не только на бумаге, но и на доске. Можно возразить, что писать от руки гораздо быстрее, чем тюкать двумя пальцами на машинке. Конечно, владеть слепым десятипальцевым методом печати было бы совсем нелишне. Но, даже если вам приходится именно <>, результат стоит усилий. Ведь компьютер – все-таки не пишущая машинка.
Во-первых, можно в любой момент исправить ошибки или изменить текст, так что конечный результат не будет содержать помарок. Кроме того, вы можете красиво оформить ваш текст.
Во-вторых, напечатанный однажды текст может храниться сколь угодно долго и выводиться на печать столько раз, сколько нужно.
В-третьих, новый текст можно получить путем изменения старого. При этом можно сохранить в памяти компьютера как новый, так и исходный тексты. Кроме того, можно создать новый текст, комбинируя тексты или фрагменты текстов, напечатанные ранее.
Приведем несколько примеров типичных задач, решаемых с помощью компьютера.
Задача 1
Вам надо подготовить карточки с заданиями для контрольной работы по математике. Задачи во всех карточках однотипные, отличающиеся только числовыми значениями.
Решение
Вы набираете один вариант, а все остальные получаете заменой в нем номера и числовых значений. На следующий год вы можете распечатать те же задачи в неизменном виде или внести необходимые изменения.
Забегая вперед
Вообще-то можно делать даже именные карточки заданий, причем фамилии учеников и числовые значения могут вноситься автоматически, без вашего участия.
Задача 2
Вам необходимо написать однотипные записки всем родителям. В каждой записке используются имя и отчество одного из родителей и имя ребенка.
Решение
Аналогично приведенному в примере 1.
Забегая вперед
Как и в предыдущем примере, имена родителей и учеников могут вноситься в текст автоматически. Брать их компьютер будет из списка, который был когда-то напечатан (лучше всего сразу при формировании класса, все равно он будет постоянно требоваться). Кроме того, автоматически могут вноситься и оценки, средний балл за определенный период и т.д.
Задача 3
Вам необходимо рассмотреть на уроке материал, приведенный в таблице, которой нет в учебнике. Вы хотите, чтобы таблица была представлена как на доске, так и в тетради каждого ученика.
Решение
Вы готовите таблицу с помощью компьютера и один раз ее распечатываете. Затем копируете ее нужное число раз. Одну из копий делаете не на бумаге, а на специальной пленке, которая продается вместе с прочими компьютерными принадлежностями. Изображение на пленке проецируется на экран или стену с помощью кодоскопа.
Забегая вперед
С помощью компьютера можно создавать не только тексты, но и рисунки. А это значит, что вам под силу готовить полноценные наглядные пособия и раздаточный материал. Можно даже полностью отказаться от мела.
Что же нужно знать и уметь, чтобы проделывать все вышеизложенное? Для начала достаточно знать, что в основе технологии создания и обработки (редактирования) текстов лежит компьютерная программа, называемая текстовым редактором, или текстовым процессором. Существует много программ такого типа, отличающихся друг от друга, но основные технологические возможности поддерживает любая из них.
Вот, пожалуй, и все. Остальное надо уметь. И тут не обойтись без помощника. Не беспокойтесь, вам не придется его сильно обременять. Кстати, помощники иногда попадаются очень добросовестные. Они стремятся рассказать и показать как можно больше. Лучше этого избежать, чтобы под грузом избыточной информации не погибло представление о простоте работы на компьютере. Поэтому четко формулируйте вопросы. Мы предлагаем 10 вопросов, разобравшись с которыми вы сможете вполне самостоятельно работать с текстовым редактором.
1. Как включить компьютер и принтер? Заметим, что их можно вообще никогда (!) не выключать.
2. Как запустить текстовой редактор? (Один (!), самый универсальный способ). Компьютер можно настроить так, что при его включении текстовой редактор будет запускаться автоматически.
3. Как переключить клавиатуру с латинского алфавита на кириллицу и обратно?
4. Как удалить неверный символ?
5. Как вставить нужный символ?
6. Как сохранить текст в памяти компьютера?
7. Как найти в памяти компьютера и вывести на экран подготовленный ранее текст?
8. Как вывести текст на печать?
9. Как закончить работу с текстовым редактором?
10. Как выключить компьютер и принтер?
По ходу работы можно постепенно осваивать и другие функции текстового редактора: копирование и перемещение фрагментов текста, автоматический поиск и замена слов, шрифтовое оформление, форматирование… Полезных возможностей много. Поэтому, если вы почувствуете, что текстовой редактор действительно нужен вам для работы, лучше специально потратить время на его освоение. Как это сделать наиболее эффективно – отдельный разговор, который еще впереди. А для начала – 10 вопросов, приведенных выше. Попробуйте.
Конечно, первый шаг может быть и другим. Мы описали тот, который требует минимального оснащения, подготовки и привлечения специалистов.
Оцените преимущества Администратору
Почему было решено начать именно с этого? Конечно, совершенствование управления – необходимое условие совершенствования образования в целом, а использование информационных технологий в административной деятельности – важная к тому предпосылка. Есть и еще одна, более осязаемая причина: возможность вовлечь в реализацию программы все школы при минимальных материальных затратах. Для этого понадобилось поставить в каждую из школ всего по одному административному компьютеру и обьединить их через телефонные линии в единую телекоммуникационную сеть.
Какие проблемы это позволяет решить? На уровне школы сокращается время, необходимое на подготовку разных бумаг и документов: пропадает необходимость повторно печатать одни и те же или сходные документы, облегчается работа по учету кадров, учащихся, составлению отчетов и т.д.
На уровне взаимодействия между учреждениями образования существенно упрощается обмен документами, передача информационных сообщений. Все это может осуществляться автоматически по компьютерным телекоммуникационным сетям, независимо от того, присутствует ли на рабочем месте человек, которому передается информация. Причем рассылка может идти по нескольким адресам (например, от управления – во все школы).
Наконец, решается еще одна серьезная проблема: подготовка директоров к руководству процессом информатизации на следующих этапах.
Для находкинских директоров был проведен короткий курс <>, в задачу которого входило дать представления о новых возможностях, которые появляются у школы. Основная нагрузка легла на секретарей. Они изучали компьютерную систему Works, позволяющую работать с текстами, базами данных, электронными таблицами и деловой графикой. Преимущества компьютера перед обычными средствами канцелярской работы были настолько очевидны, что настороженность первого часа занятий сменилась несколькими днями энтузиазма.
Что из всего этого выйдет, покажет этот учебный год.
Разрешима ли проблема финансирования?
В Республике Саха (Якутия) разрабатывается экономическая схема, по которой можно будет привлечь в образование дополнительные ресурсы.
Но Якутия – республика особая: здесь и алмазы, и золото, и уголь. Смогут ли другие регионы найти такие же средства?
– У каждого региона есть свои особенности, свои возможности. Нужно только желание, считает заместитель министра образования Якутии Петр Николаевич Соловьев.
Мы собираемся прежде всего оборудовать учебно-методический центр на базе института усовершенствования квалификации работников образования. Министр образования нашей республики считает, что такой центр необходимо организовать и в Якутском государственном университете. Даже если мы сделаем это на свои деньги, нам все равно будет выгодно: иначе придется больше потратить на дополнительную подготовку молодых специалистов. Одни командировки во что обойдутся!
Что ж, может быть, якутскому образованию повезло с руководством: оно <> идеей информатизации, ищет пути решения финансовых проблем на самом высоком уровне. Возможно, школам других регионов приходится больше рассчитывать на свои собственные силы. Но все-таки не стоит забывать, что в нашей стране декларируется всеобщее бесплатное среднее образование. Так что именно государственные структуры призваны обеспечить нашим детям полноценные возможности для получения современного образования. А <> ли наши руководители идеями, действительно полезными школе, – во многом зависит от нас. Особенно накануне выборов.
Сергей КАРТАЕВ,
научный руководитель Лаборатории информационных технологий Управления народного образования
г. Находки
Комментарии