search
main
0

А неученых – тьма…

​Образование и наука – сферы, глубину внутренней связи между которыми едва ли можно исчерпать.

Генетически и содержательно связанные между собой, образование и наука важнейшие условия воспроизводства друг друга и взаиморазвития. Выйдет ли образование на первые роли в том лучезарном будущем, которое, хочу верить, по праву можно будет назвать будущим науки, напрямую зависит от состояния образования в настоящем. Дабы не увлекаться философствованием и оптимистичной лозунговой патетикой, столь любимой многими известными ораторами – дилетантами от образования, обратим свой взор на реалии современного образования в России.Если бы мы при этом взоре уподобились Приаму, сидевшему на развалинах Трои и с горечью посыпавшему голову пеплом, то, думаю, наши головы были бы уже давно иссиня-пепельного цвета. Охарактеризовать состояние российского образования кратко можно одним словом, которое для многих граждан нашей Родины стало выражением сущности их повседневного бытия: выживание.Локомотив образования, призванного по своей сути транслировать и приумножать культуру этноса, переводится на рельсы услуг, предлагаемых в торговых рядах наряду с услугами массажа и услугами по отделке ванных комнат. В принципе в обществе потребления, где национальной идеей стал культ личного преуспевания (естественно, выраженного в материальных благах и власти), иной логики быть не может. Поэтому удивляться финансовым поборам в детских садах и школах, массовой продаже дипломов вузов сложно. Все это в логике времени.Девальвация высшего образования, когда дипломы вузов вручают не только достойным, но и людям, непонятно как сдававшим экзамены (наверное, не без вмешательства финансового инструмента), а также людям, страдающим явными отклонениями в психике, приводит к тому, что дилетантизм становится главным качеством специалиста. Массовое недовольство работодателей профессиональными качествами выпускников приводит к необходимости создания независимой системы оценки качества образования.Безусловно, перечислить все проблемы современного отечественного образования невозможно, но важно понять, что может привести к его оздоровлению и обновлению. Нельзя отрицать необходимость социальной поддержки системы образования – учителей, студентов, преподавателей вузов, точнее, не социальной поддержки, мы пока еще не инвалиды, а социального обеспечения. К сожалению, в России нет корреляции между уровнем образования и уровнем социального статуса, уровнем доходов. Однако дело не в статусе и не в деньгах. Дело в нравственном здоровье общества.Подобному тому как психологическая помощь человеку, живущему в психологически больном обществе, не приведет к закреплению положительных изменений, образование в обществе с перевернутой системой ценностей неспособно при всем его старании образовать человека нравственного, духовного. Не помогут и оздоравливающие инъекции инноваций, коими озабочены многие нынешние реформаторы системы. Без духовного, нравственного, идейного посыла система образования будет штамповать (пусть даже и научится делать это качественно) специалистов-функционеров, а не взращивать то, к чему призывает вся гуманистическая педагогика, – гармонично развитую личность. И посыл этот должен идти не от самой системы образования, а от лидеров нашего общества (не путать с политическими лидерами!), ибо образование – слепок всего российского социума.Станет ли образование наукой будущего? В качестве изначально предполагаемого ответа хотел риторически написать, что это история с открытым концом: зависит от того, добьют или не добьют? Но все же ответ на исходный вопрос лежит в иной плоскости: зависит ли это от другого, готовы ли мы нравственно оздоравливаться вместе со всем нашим обществом?Алексей ДВОЙНИН, доцент Московского городского педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте