Базисный план 12-летней школы, с одной стороны, должен сохранять преемственность с действующим базисным планом школы, поскольку в нем находят отражение объективные закономерности построения структуры и содержания общего среднего образования, многолетний опыт развития школы, с другой стороны, в нем должны быть адекватно отражены требования к образованию на новом этапе развития общества.
К числу объективных закономерностей, определяющих структуру и содержание общего среднего образования, следует отнести следующие.
Общая структура учебного плана средней общеобразовательной школы отражает наиболее существенные стороны личности и детерминируется тремя основными принципами организации учебного процесса. Они находят выражение в подразделении образования на теоретическое и практическое, фундаментальное (общенаучное и общекультурное) и технологическое, инвариантную и вариативную его части.
Исходя из этого, в структуре учебного плана школы, во-первых, выделяются две составляющих содержания образования:
– инвариантная часть, обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
– вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их личностные особенности, способности и интересы.
Состав инвариантной части общего среднего образования определяется взаимодействием двух достаточно стабильных факторов: общей структурой деятельности человека и структурой совокупного объекта изучения (окружающего мира).
Инвариантная часть школьного образования определяет минимально необходимый, но функционально полный набор учебных предметов для каждой ступени школы. Этот набор может быть расширен за счет национально-регионального и школьного компонентов.
Во-вторых, в учебном плане находит отражение деление образования на фундаментальное и технологическое. Фундаментальная составляющая представляет собой общенаучную и общекультурную подготовку учащихся. Особенность технологической (трудовой) подготовки в школе состоит в том, что она реализуется на этой ступени образования человека в своей допрофессиональной (общетрудовой) части. В старших классах возможна начальная профессиональная подготовка школьников в рамках профильного обучения.
В-третьих, в учебном плане выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты образования.
Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, включает обязательные учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент отвечает интересам в области образования народов нашей страны и потребностям субъектов Российской Федерации и в полном объеме включает такие образовательные области, как “Родной язык и литература”, и ряд других образовательных областей, в которых учебные курсы или разделы отражают региональные особенности, национальное своеобразие культуры.
Школьный компонент усиливает вариативную часть содержания образования. Уровневая и профильная дифференциация содержания образования реализуется в основном за счет школьного компонента. При этом используются вариативные программы и учебники, различные технологии обучения при изучении учебных предметов, составляющих инвариантную часть образования. Вместе с тем за счет часов школьного компонента возможно включение в учебный план и новых учебных курсов, отражающих познавательные интересы школьников, задачи подготовки их к определенным видам профессиональной деятельности, развитие их способностей и т.д.
Вариативная часть учебного плана дает возможность развивать образовательные учреждения различного типа, разнообразных профилей, учитывать индивидуальные образовательные запросы учащихся.
По ступеням обучения базисный план строится по схеме: 4-6-2. Состав образовательных областей и базовых учебных предметов определяется в соответствии с принятой “Концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)”. Предлагаемый базисный план ориентирован на пятидневную учебную неделю. Максимальная обязательная (аудиторная) нагрузка школьников соответствует санитарно-гигиеническим нормативам (СанПиН 24.2.576-96 “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах образовательных учреждений”). При этом учебные часы, используемые для организации занятий активно-двигательного характера, на индивидуальные и групповые консультации и поисково-исследовательскую деятельность школьников, при определении максимальной аудиторной нагрузки не учитываются.
Образовательная область “Технология” разделена в базисном плане основной школы на две части. Для изучения теоретических основ технологии, технического черчения предлагается отвести по 1 часу в 7-8-х классах. Вместе с тем трудовая подготовка школьников (как составная часть образовательной области “Технология”) может быть отнесена к занятиям активно-двигательного характера.
Начальное образование реализуется по модели 4-летней начальной школы.
Базисный план начальной школы строится на основе трех принципов этого этапа образования: интеграции содержания обучения, обеспечивающей возможность целостного восприятия окружающего мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения, реализуемой в основном за счет школьного компонента базисного плана.
В состав базисного плана начальной ступени школы включены пять образовательных областей: “Филология”, “Математика”, “Естествознание” и “Обществознание”, “Искусство и технология”, “Физкультура”.
Содержание обучения в старшем звене школы (11-12-е классы) строится на основе профильной дифференциации, которая реализуется, во-первых, за счет увеличения учебного времени, отводимого на школьный компонент, и, во-вторых, за счет нового подхода к типологии и определению содержания обязательных учебных предметов, составляющих федеральный компонент.
В старших классах целесообразно осуществлять дифференциацию образования по ряду профилей: гуманитарно-филологическому, социально-гуманитарному, физико-математическому, информационному, биолого-химическому, технико-технологическому.
В тех условиях, когда создание профильных классов невозможно, образовательные учреждения равномерно распределяют часть школьного компонента по базовым предметам, входящим в федеральный компонент, а другую часть используют для организации курсов по выбору учащихся.
Число часов школьного компонента увеличивается в старших классах до 12 часов в неделю, что позволяет как вводить в содержание обучения новые учебные курсы, отвечающие потребностям выбранного школой направления специализации образования, так и углублять изучение одного или нескольких учебных предметов, входящих в федеральный компонент.
Другим возможным средством дифференциации содержания обучения на старшей ступени может стать профилизация содержания ряда учебных предметов в рамках не школьного, а федерального компонента. Это предложение во многом новое и нуждается в пояснении. Предполагается, что в состав федерального компонента наряду с обязательными учебными предметами, имеющими инвариантное содержание (русский язык, литература, математика, история и обществоведение), входят обязательные предметы, содержание которых может иметь профильный характер. Подчеркнем (чтобы в дальнейшем не возникало недоразумений), что предметы с инвариантным содержанием сохраняют эту инвариантность только в пределах федерального компонента базисного плана, в рамках же школьного компонента их содержание может быть углублено или профилировано. Возвращаясь к обязательным учебным предметам с профильным содержанием, отметим, что изучение каждого из них обязательно в любом среднем общеобразовательном учреждении, однако их содержание может быть дифференцировано в зависимости от профиля обучения, потребностей других учебных предметов, определяющих направление специализации в конкретном образовательном учреждении.
Эту мысль наиболее удобно проиллюстрировать на примере изучения информатики в старших классах. Изучение информатики, информационных технологий составляет в настоящее время неотъемлемую часть подготовки к профессиональной деятельности в любой области. Достаточно сказать, что в развитых странах число людей, занятых в информационной сфере, составляет в настоящее время более 60% всего трудоспособного населения (для примера скажем, что в сельском хозяйстве занято 3-4%, а в промышленном производстве – 16-18%). Постоянно растет “удельный вес” информационной компоненты и в профессиональной деятельности людей, работающих не в информационной сфере.
Из этого следует, что изучение информатики на старшей ступени школы, призванной создать условия для профессионального самоопределения молодежи, обеспечить подготовку выпускников школы к профессиональному обучению, должно носить (в рамках федерального компонента) обязательный характер. Однако содержание этого курса должно быть существенно дифференцировано в зависимости от интересов, способностей учащихся, выбранного ими профиля обучения на старшей ступени школы. Эти же принципы могут быть положены в основу определения содержания других учебных предметов, изучение которых определяется в основном задачами подготовки к выбранной школьниками будущей профессиональной деятельности. Среди них – иностранный язык, изучение которого возможно на основе профильно ориентированного языкового материала, технология, география и экология, физика, химия, биология.
В случае реализации этого подхода будет необходимо создать не только единые и “обязательные минимумы содержания обучения” по обязательным базовым предметам с инвариантным содержанием, но и вариативные (по профилям) “обязательные минимумы” по обязательным базовым предметам с профильным содержанием. В отличие от принятого сейчас подразделения “обязательных минимумов” на уровни А и В, которое по существу отражает только принцип уровневой дифференциации, указанный выше подход создает необходимые условия для по-настоящему профильной дифференциации содержания школьного образования на старшей ступени.
Перечисленные принципы и подходы к структуре и содержанию базисного плана нашли свое отражение в предлагаемых ниже вариантах этого плана для начальной, основной и полной средней школы.
Комментарии