Евгений ДРЕВАЛЬ, учитель русского языка и литературы, немецкого языка и МХК школы №75, Воронеж:
– Заниматься научной деятельностью, на мой взгляд, можно в любой школе. И это не зависит от уровня ее технического обеспечения, ведь главное в науке – способность мыслить неординарно. Марк Цукерберг, к примеру, создал Фейсбук в комнате обычного общежития. Учитывая, что большинство российских школ оснащены более чем скромно, шанс на развитие науки у нас очень высок.
Ирина ВЕЛЕСЛАВОВА, учитель русского языка, заведующая базовой кафедрой ПетрГУ и Пряжинской школы, заслуженный учитель Республики Карелия:
– Связь науки и школы очевидна. Не только в плане научения, то есть освоения разных наук, но и в плане добывания новой истины, принципиально нового знания, которое открыл именно ты и подарил миру. Убеждена, что на такие открытия способны и ученик, и учитель. Вот пример из моей практики: из десятиклассницы, увлеченной первым школьным исследованием, вырос перспективный ученый, который теперь выигрывает гранты, принимает участие в конкурсных проектах, программах фундаментальных исследований Президиума РАН.
В Пряжинской школе – единственной школе в поселке – сложился особый тип общешкольного исследовательского проекта, когда каждый класс получает исследовательское задание и в ходе исследовательской экспедиции решает задачу при помощи родителей и социальных партнеров: восстанавливает истории земляков-фронтовиков, описывает памятники поселения и т. п. Мы пытаемся соединить личный интерес школьника со значимой проблемой, и это способствует его жизненному самоопределению.
В школе создана базовая кафедра социально-педагогических и образовательных технологий Петрозаводского государственного университета, которая руководит инновационной деятельностью организации, помогает учителям в их педагогических исследованиях и публикациях, проводит региональные и российские конференции. Ежегодно проводится несколько студенческих исследований, которыми руководят преподаватель вуза и учитель.
Ирина М., учитель, Великий Новгород:
– На мой взгляд, школьные учителя слишком перегружены отчетностью, поэтому наукой заниматься им некогда даже при желании. Кроме того, по моим впечатлениям от общения с коллегами, работающими в вузах, сама научная деятельность сейчас претерпела изменения и вызывает сомнения. Для гуманитарных наук она свелась не к выдвижению каких-то гипотез, а к простому обобщению фактов по теме диссертации. Является ли это ценным? Для кого-то, кто ищет полную базу данных по конкретной теме, пожалуй, да. Но вот называть такой труд наукой становится все сложнее. Практически все нужные источники сегодня можно найти, не выходя из дома. И с диссертационным обобщением материала при определенных навыках может справиться даже студент, а то и одаренный старшеклассник.
Комментарии