Термин «наукоград» появился в 1991 году. Название хоть и подняло престиж городов, однако финансово на них никак не сказалось. Даже наоборот: по официальным данным, с 1990 года внутренние затраты на исследования и разработки уменьшились более чем в 10 раз, а по экспертным оценкам – в 30 и даже 40 раз. Такие условия отнюдь не способствуют развитию науки и наукоемкой промышленности. Не решает проблему и законный статус наукограда, который был присвоен Королеву, Обнинску, Кольцово и Дубне. Да, вместе со статусом эти города получили бюджетное финансирование, но деньги постоянно приходится выбивать. И этот фискальный бюджет никак не удается преодолеть.
Комментарий «УГ»По закону на науку должно выделяться 4% федерального бюджета. Фактически же выделяется менее 2%. 20 марта 2002 года на совещании у Президента РФ Владимира Путина был принят график постепенного выхода к 2010 году на законный 4-процентный уровень. Пока этот график выполняется. Так, в 2002 году на науку было выделено 30 миллиардов рублей, а в 2003-м – 39. В 2004-м сумма бюджетного финансирования составила 42 миллиарда рублей, или 1,5 миллиарда долларов США. Сумма впечатляет, но насколько эффективно она будет использована? Дело в том, что сегодня в России насчитывается около 2800 государственных НИИ и КБ, финансируемых из федерального бюджета. При этом более полутора тысяч прикладных институтов выполняют технические проекты приватизированных отраслей промышленности. Государство у этих институтов ничего не заказывает, однако выделяет средства на их содержание, предоставляет льготы. Дабы не выбрасывать деньги на ветер, необходимо упорядочить государственный сектор науки, другими словами, отделить своих от чужих, сделать его более компактным, мобильным, отвечающим интересам и возможностям государства. Для сравнения возьмем Великобританию, где бюджет науки лишь на 40% больше российского. Однако там государственные деньги тратятся гораздо эффективнее, потому как «лишних» институтов в туманном Альбионе нет.
Например, бюджет 2004 года. Минфин решил, что наукоградам хватит 500 миллионов рублей, хотя с городами их программы были согласованы на 1 миллиард 122,2 миллиона рублей. Реально Обнинску необходимо 46,9 миллиона рублей, Королеву – 460, Дубне – 578, а Кольцово – 37,3. Теперь же им придется делить между собой 500 миллионов.
Союз развития наукоградов России добивается, чтобы Минфин выделял столько денег, сколько было ранее согласовано с городами или хотя бы приблизительно в этой сумме. Ведь это не просто деньги, которые даются откуда-то. Это возврат части налогов, которые собираются в наукоградах со статусом. В зависимости от того, какие налоги собрали в прошлом году, городам устанавливается предельная сумма. Так, в 2002 году в казну от наукоградов поступило 2 миллиарда 606,6 миллиона рублей. В 2003-м сумма перевалила за три миллиарда. А что в итоге получают наукограды от государства? По сравнению с тем, что оседает в казне, – гроши.
Вторая позиция Минфина, с которой борется Союз развития наукоградов, заключается в том, что ведомство считает должным финансировать только инфраструктуру городов, а не инновационную деятельность. Но ведь суть города – инновации. У каждого города есть своя программа инновационного развития, которая утверждается государством, так что законных оснований не выделять деньги на науку, нет.
По этому поводу Союз предпринял целый ряд действий, писал во все комитеты, в Минфин, но бюджет «пошел» без поправок. Благо статус дает право наукоградам зарабатывать самостоятельно. У кого-то это получается хуже, у кого лучше, но то, что инвесторы узнали о Королеве, Дубне, Обнинске и Кольцово и понесли деньги на разработки, факт очевидный. У Мичуринска еще все впереди: статус он получил совсем недавно. Правда, правительство сделало все, чтобы этот наукоград не попал в бюджет 2004 года, так что казенных денег в этом году не видать. Сейчас на очереди на получение статуса наукограда стоят Фрязино и Реутов. Глядишь, к президентским выборам и они дождутся законного признания.
Михаил КУЗНЕЦОВ, директор Союза развития наукоградов России
Комментарии