В Российской академии образования состоялось общее собрание членов РАО. Более 200 ведущих ученых, работающих в области педагогики, психологии и возрастной физиологии, а также известных деятелей культуры и искусства, руководителей профильных федеральных органов исполнительной власти собрались, чтобы узнать о том, что было сделано за минувший год. Главным событием, если не считать выборов новых членов РАО, стал доклад президента Российской академии образования Ольги Васильевой.
Первым в списке добрых дел значился мониторинг написанных за последние 10 лет диссертационных работ в области наук об образовании. Выяснилось следующее. По направлению «Наука и образование» за это время было защищено всего 9749 диссертаций, из них докторских – 869, кандидатских – 8880. По специальности «теория и методика обучения и воспитания» защищено 1934 диссертации: 183 докторские и 1751 кандидатская.
– Анализ показал, что на первом месте по количеству защищенных работ находится иностранный язык (223 работы), гораздо меньше защитилось по преподаванию литературы (23), истории (7) и географии (3), – констатировала Ольга Юрьевна. – И практически нет диссертаций по таким темам, как воспитание, взаимодействие семьи и школы. Вывод напрашивается сам по себе: те научные работы, которые так необходимы нам для формирования личности, на сегодняшний день отсутствуют. Точно так же за 10 лет почти не было вообще ничего написано по направлениям «Родной язык» и «Обществознание», то есть гуманитарные общественные науки остались вне пределов интереса ученых. А это значит, что формирование человека-гражданина на сегодняшний день с точки зрения научного обоснования отсутствует. У РАО есть все основания эту ситуацию изменить. Мы хотим, чтобы диссертации сегодня имели актуальное значение, поэтому научно-образовательным организациям нужно делать упор на те направления, где произошел самый серьезный провал. В РАО создан Совет по развитию диссертационных исследований в области наук по образованию, и я очень надеюсь, что мы выйдем на активную фазу и будем рекомендовать нашим диссертационным советам те темы, которые действительно важны для развития отечественной науки и образования.
Следующим достижением стал мониторинг педагогических программ подготовки будущих педагогов, проведенный Центром развития педагогического образования РАО. Исследованием были охвачены 139 вузов, выяснилось, что по укрупненной группе специальности «образование и педагогические науки» 92% студентов-педагогов в нашей стране обучаются по направлению бакалавриата (4 года), 8% оканчивают магистратуру и только 0,22% получают образование по форме специалитета.
В ходе исследования было проанализировано 2600 образовательных программ, по которым обучаются 202000 студентов. Из них 55% программ – гуманитарные, 27% – естественно-научные, физико-математические и технические, 9% – дефектологические, только 3,3% – программы подготовки специалистов по дошкольному образованию.
Самые многочисленные программы (737) – профильные двойные: информационные технологии и математика, начальное образование и английский язык, история и обществознание. В аутсайдерах программы по педагогике и психологии девиантного поведения – их всего 6 (из 2600!). Мониторинг также показал недостаточное количество образовательных программ по дефектологии – всего 49 магистерских и 125 бакалаврских.
– Большинство вузов соответствуют программам ФГОС3++, однако авторы мониторинга обратили внимание вот на что: практически ни в одном из вузов, а их всего только 27% от общего числа, будущие педагоги не занимаются научно-исследовательской деятельностью, – выразила озабоченность ситуацией президент РАО. – Понятно, что нужно вводить больше программ специалитета, а также пересмотреть программы по магистратуре в плане осмысления подходов, ибо зачастую они малоэффективны.
Несомненным достижением стали разработанные Центром воспитания и развития личности совместно с Центром развития высшего и среднего профессионального образования и профильными отделениями РАО Примерная программа воспитания в высшей школе и Методические рекомендации проектирования рабочих программ воспитания для руководства вузов и профессорско-преподавательского состава. Помимо этого было проведено всероссийское масштабное исследование 8526 респондентов, посвященное антиэкстремистскому воспитанию. По итогам подготовлены практические и достаточно четкие рекомендации.
В связи с появлением на карте нашей страны новых субъектов РФ учеными Центра развития инклюзивного образования РАО было проведено исследование организации обучения детей в образовательных организациях Луганской и Донецкой народных республик. В мониторинге приняли участие 1236 образовательных организаций. Анализ показал необходимость обновления материальной базы, организации безбарьерной среды, подготовки кадров и пр. Много сделано для повышения квалификации учителей и преподавателей высшей школы. Учебный центр РАО совместно с Российским военно-историческим обществом при поддержке Южного федерального университета и Российского государственного гуманитарного университета для преподавателей истории ЛНР и ДНР организовали проведение курсов в дистанционном и очном режимах. Наибольший интерес у педагогов вызвали лекции, посвященные Великой Отечественной войне, истории культурного феномена Русского мира.
– За последние несколько лет мы пережили несколько волн эпидемии ковида и сумели выдержать удар, – отметила Ольга Васильева. – Но повторения ситуации исключить нельзя, появляются новые штаммы возбудителей разных заболеваний. Ученые РАО разработали протоколы экстренного реагирования на случай новых эпидемий. Они содержат четкие рекомендации для руководителей образовательных организаций, преподавателей, студентов.
Два года назад при вступлении в должность президент РАО в качестве одного из приоритетных направлений определила изучение феномена IT-педагогики, новых методик и технологий, влияния медиаресурсов на здоровье школьников и студентов. И вот теперь было доложено, что отделение философии образования и теоретической педагогики РАО разработало теоретические и практические основы инновационного развития высшего образования, дидактики и высшей школы в условиях цифровой трансформации. Была создана многокомпонентная модель, описывающая аспекты развития дидактики высшей школы в условиях цифровой трансформации. А отделение общего и среднего образования провело ряд научно-методических мероприятий по медиаграмотности, направленных в том числе на повышение квалификации школьных учителей.
Помимо этого отделение психологии и возрастной физиологии РАО провело исследование пространственных способностей школьников. По результатам пилотных исследований отобраны наиболее эффективные методы диагностики этих способностей.
Отделение профессионального образования разработало теоретические и практические основы реализации деятельностного подхода в высшем педагогическом образовании.
Очень интересными были мероприятия, организованные отделением образования и культуры РАО. Одно из них наверняка останется в истории страны навсегда. Это касается проведения Международной выставки «История страны глазами детей», приуроченной к 100-летию детского рисунка. По словам Ольги Васильевой, такого собрания рисунков, которое находится сейчас в Институте художественного образования и культурологии РАО, нет нигде в мире – 20000 работ, созданных в период с 1922 по 2022 год.
Среди прочих достижений 2022 года – создание при РАО семи новых научных советов, среди которых Научный совет по профилактике агрессии и деструктивного поведения учащихся на базе отделения психологии и возрастной психологии РАО, Редакционно-издательский совет РАО, Научный совет по развитию высшего образования при отделении профессионального образования и т. д.
– В начале 2022 года появился Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования, – напомнила президент РАО. – Сегодня очень многие студенты, педагоги нуждаются в психологической помощи, и мы работаем не только в столице, но и помогаем регионам, работаем с вузовскими психологами, открыта горячая линия. Как показали исследования наших коллег, чаще всего стрессовые ситуации возникают на первом курсе, причем у девушек чаще, чем у юношей. Благодаря работе центра была утверждена Концепция развития сети психологической службы в российских вузах, сейчас 15 пилотных вузов проходят апробацию модели психологической службы. В 2023 году появится профессиональный стандарт психолога в системе высшего образования, готовится комплект методических рекомендаций для специалистов таких служб.
Также в прошлом году при академии совместно с Общероссийским профсоюзом образования открыта лаборатория изучения проблем непрерывного развития педагогических кадров, которая вошла в Центр развития педагогического образования РАО. Среди приоритетных направлений исследований – структуры, нормы, динамика, изменение условий труда педагогов, его продуктивность, эффективность, ресурс, рынок труда педагогических работников региона, динамика ценностей и так далее.
В 2022 году РАО подписала три соглашения о совместной деятельности: с Департаментом образования и науки города Москвы, с правительством Ленинградской области и администрацией Курской области. Это предполагает взаимодействие РАО и регионов при реализации государственной политики в сфере образования, апробации и внедрения новых методик, образовательных технологий, средств обучения и воспитания.
Среди прочего обновлена нормативно-правовая база по процедуре допуска к кандидатам в члены академии. Сама процедура осталась неизменной, но механизм изменился. Теперь научные достижения кандидатов проверяются за последние 5 лет, каждый кандидат приходит в академию и рассказывает о своей работе. Все это позволило процессу стать более прозрачным, а критериям – понятными.
– В плане международного сотрудничества стоит отметить цикл мероприятий, проведенных совместно с белорусскими и китайскими коллегами, – доложила Ольга Юрьевна. – И, несомненно, одним из важнейших достижений можно считать то, что в 2022 году мы вошли в Международную ассоциацию академий наук в качестве ассоциативного члена. Подчеркну, мы единственная Академия образования, которая вошла в это сообщество. Нам поручили создать Научный совет по образованию МААН, где РАО является головной организацией, которая будет формировать всю образовательную повестку.
Еще одним важным достижением можно считать то, что в социальной сети «ВКонтакте» количество подписчиков аккаунта https://vk.com/rosacademobr выросло до 19200 человек. Создан телеграм-канал https://t.me/axiomalab «Аксиома Лаб» – профессиональное экспертное сообщество, лаборатория продвижения и пиар-сопровождения педагогического образования РАО, которое работает очень хорошо.
В 2020 году словосочетания «академик РАО, член-корреспондент РАО» в российских СМИ упоминались 4056 раз. В 2021 году – 5871 раз, в 2022-м – 6131 раз. Рост очевиден!
…Кто скажет, что это не достижения? А впереди Год педагога и наставника, который совпал с юбилеем РАО. Стоит ожидать новых рекордов и прорывов!
Вадим МЕЛЕШКО, фото автора
Комментарии