Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Вопрос недели

4 ноября – День народного единства. Говорите ли вы со своими учениками об этой дате и на каких уроках?

Учительская газета, №44 от . Читать номер
Автор:

Григорий СУЗИ, учитель года Карелии-2020, учитель истории гимназии №17 имени П.О.Коргана, Петрозаводск:
– Каждый год я задаю ученикам вопрос: почему 4 ноября в России празднуется День народного единства? С какими историческими событиями он связан? Большинство обычно молчит, но несколько человек вспоминают, что этот день связан с событиями Смутного времени. Затем мы вместе вспоминаем, что в начале ноября 1612 года Москва была освобождена от интервентов-поляков Вторым ополчением Минина и Пожарского. На мой взгляд, этот праздник еще не укоренился в сознании россиян, которые рассматривают его в основном просто как выходной. К тому же многие путают его с Днем согласия и примирения, который отмечался 7 ноября с 1996 по 2004 год. Путаница возникает не случайно. В советские годы всем было известно, что 7 ноября – День Великой Октябрьской Социалистической революции, этот праздник многие помнят и сейчас. При Борисе Ельцине память о нем постарались вытеснить с помощью Дня согласия и примирения, который стали праздновать в тот же день. Видимо, в знак примирения сторон после Гражданской войны. А затем ввели День народного единства, основанный на сюжете сплочения народных сил в годы Смуты. На мой взгляд, смена ноябрьских праздников говорит нам не только о событиях прошлого, но и о том, как меняется отношение к ним в нашем переменчивом настоящем.

Светлана СПИЦИНА, учитель истории и обществознания школы №81, Воронеж:
– Так как я учитель истории и обществознания, чаще всего мы c учениками говорим об этой дате на моих уроках и еще на классных часах. В девятом классе, когда изучаются темы о государстве и суверенитете, мы как раз вспоминаем День народного единства. В других параллелях тоже находятся темы, так или иначе связанные с этим праздником, например, когда мы говорим о предательстве, об авторитарности власти и так далее. Еще я стараюсь многие свои уроки начинать с небольшой исторической справки, мы вспоминаем, что в этот день происходило 100, 200 или 300 лет назад. Это и урок разнообразит, и ребятам интересно, и мне дает возможность обратить внимание на какие-то даты и события.

Елена ЖИЛЬЦОВА, преподаватель русского языка и литературы школы №2, город Пестово, Новгородская область:
– 4 ноября – особый день. Рассказать ученикам о том, что сила нашего государства – в его сплоченности, вспомнить, за что именно благодарна Россия гражданину Минину и князю Пожарскому, можно на интегрированных уроках литературы и истории, классных часах и во внеурочной деятельности. Мы вспоминаем литературные произведения, в которых описано, как люди объединялись во время войн (например, «Бородино») и в мирное время («Прощание с Матерой»). Дети формулируют понятия «единение» и «патриот» и сравнивают их с определениями из словарей. А на уроках основ духовно-нравственной культуры народов России в День народного единства есть повод поговорить о решении межнациональных проблем современного общества.


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt