Ежегодно наше методическое объединение разрабатывает и проводит большое общешкольное мероприятие, в котором принимают участие учителя и ученики 5-11‑х классов. Мы понимаем, что успех любого дела во многом зависит от правильной организации и четкой расстановки сил. Для такого массового мероприятия в условиях школы наиболее приемлемой считаем технологию коллективной творческой деятельности, а механизмом реализации – учебный проект. В его основе активное участие детей на протяжении всех этапов мероприятия – от замысла до анализа результатов.
Всю организацию массового мероприятия можно разделить на четыре этапа: конструирование (сценарий), подготовка, проведение, анализ. Каждый этап предусматривает детальную проработку. Это кратко в теории, а на практике мы пришли к следующему алгоритму действий, благодаря которому добиваемся событийного характера мероприятий.
Определяем проектную идею. Она должна «вырастать» из реально существующей проблемы, которая актуальна для школы, и ее необходимо решить «здесь и сейчас».
Тщательно подбираем название проекта, исходящее из идеи. Оно должно быть звучным, обещающим что-то необычное и новое. Так, по аналогии с известной телепередачей «Магазин на диване» появилась «Мода на диване». Это название заинтриговало, вызвало многочисленные вопросы и ожидания.
Объединяем понятия «событийность» и «хронотоп». Так как предметная неделя по технологии приходится на март – апрель, то и наши проекты учитывают события этих месяцев. Например, 8 Марта прошла красочная, веселая и фееричная «Мода на диване». А в масленичную неделю мы провели конкурс «Мастер-шеф» с презентацией… блинов!
Помним про ограничения. На этапе планирования заданий, которые раздаются классам, всегда рассматриваем возможность демонстрации их на школьном пространстве. Если нет возможности показать мастер-класс по приготовлению блинов со сцены, то даем задание снять видеоролик, попутно предлагая разные жанры исполнения (комедия, детектив, мультфильм и т. п.), чтобы не было однотипности и скуки. Или организуем обучающие мастер-классы с парикмахерами на уроках по ранее составленному графику (с привлечением социальных партнеров). Таким образом, происходит поиск инновационных форм реализации задуманного.
Используем широкие возможности интеграции. Всем участникам проекта приходится так или иначе погружаться в изучение других предметов, чтобы качественно подготовить задания. Порой общешкольное мероприятие вырастает из продолжения интегрированного учебного проекта. К примеру, учебный проект «Геометрия в одежде» (математика + технология) вылился в полномасштабное шоу под названием «Вокруг света за 60 минут». Благодаря ему школьники с удовольствием создавали и демонстрировали костюмы разных стилей и эпох.
Продумываем механизм реализации:
Создаем рабочую группу (учителя технологии, завуч по внеклассной работе, учителя-практики, кавээнщики и др.).
Определяем охват участников. Как правило, участвуют все коллективы с 5‑го по 11‑й класс. Это интересно, никому не обидно, происходит разнообразная подача материала, что невероятно сближает и делает школу единым коллективом. Иногда привлекаем начальную школу. Это дает возможность заинтересовать младших школьников, разгрузить подготовку в средней школе. Такие выступления малышей часто происходят мило и непосредственно.
Разрабатываем и выдаем задания классам (поясняем и проговариваем с классными коллективами).
Делаем сами и всем миром (помогают и готовят задание все – дети, родители, учителя, социальные партнеры).
Со сцены показываем то, чему научились дети. Кому? Гостям, учителям, родителям, другим учащимся, работникам школы, социальным партнерам.
Эта технология реализована на нескольких школьных мероприятиях, каждое из которых стало событием для школы.
Представляем веер идей.
«Вокруг света за 60 минут»
Это шоу-полет подготовлено и проведено совместно с методическим объединением (МО) математики с МО технологии в рамках учебного проекта «Геометрия в одежде». Оно было самым первым и масштабным проектом, который мы задумали и осилили. Здесь сказалась огромнейшая, слаженная работа нашей учительской команды: интегрированные уроки математики и технологии, выпуск буклета «Геометрия в одежде», разработка сценария и заданий классам, подготовка ведущих, изготовление костюмов, постановка номеров.
«Модный приговор»
Это проект, основанный на реальной школьной проблеме (распущенные волосы у девочек), посвященный внешнему виду учащихся нашей школы. В ходе его подготовки были привлечены к работе с классами социальные партнеры поселка – парикмахеры и стилисты, которые обучали девочек уходу за волосами и созданию причесок для разной длины волос.
Учениками были разработаны, отшиты и продемонстрированы образцы школьной формы и причесок, предложены варианты использования аксессуаров к белой блузке. Ролик «Наши учителя в школьные годы» стал примером хорошего вкуса.
И все это для того, чтобы помочь учащимся выглядеть в школе достойно и не нарушать дресс-код.
«Мода на диване»
Это творческое мероприятие, посвященное празднику 8 Марта. Проект позволил в доступной и увлекательной форме ввести ребят в мир культуры и индустрии моды. Ознакомил с историей одежды, историческими и современными стилями, с выдающимися модельерами XX века. Он способствовал развитию эстетического вкуса, творческих и актерских способностей, навыков самоконтроля и самостоятельности, познавательной активности, воспитанию сценической культуры.
Все костюмы и аксессуары к ним изготавливались из подручных материалов. Чтобы продемонстрировать это, нужен не просто подиумный показ, а постановочные творческие номера – яркие, зрелищные и содержательные.
«Мастер-шеф»
Шоу-конкурс пришелся на масленичную неделю и был посвящен Масленице. Все семь масленичных дней были инсценированы учащимися (песни, танцы). Ученики младших классов ознакомили с тем, как отмечают Масленицу в других странах мира.
Команды классов продемонстрировали свои видеоролики по приготовлению блинов. Они творчески подошли к выполнению задания и представили на суд зрителей видео в разных жанрах: детектив, комедия, мультфильм, ужастик.
Классы порадовали названиями команд и креативными девизами: «Адская кухня», «Сметанка», «След», «Смак». Самым ярким было дефиле шеф-поваров! Неповторимые, сногсшибательные костюмы и их демонстрация никого не оставили равнодушным. Каждая команда представляла на суд жюри свои блины. А какими фантастическими были подача блюда и его презентация! Праздник запомнился надолго.
Подводя итог, можно сказать: такие мероприятия помогают в яркой, занимательной форме приобщить детей к важнейшим открытиям, изобретениям, достижениям в различных областях современной культуры. В их программу включаются доклады, демонстрация моделей одежды, встречи со специалистами, викторины, конкурсы и т. д. Главное преимущество проведения подобных мероприятий – это то, что в них нет проигравших. Мы стараемся поощрить, наградить, похвалить и отметить всех участников. И это приносит плоды – ребята ждут новых идей и готовы принять активное участие в их реализации. Это значит, что мероприятия стали значимыми событиями в жизни школы.
Наталья БОГАТЫРЕВА, учитель технологии Пряжинской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой, Пряжа, Карелия
Комментарии