search
main
0

218-я входит в дюжину столичных лидеров

​О школе №218 часто говорят с восхищением. Восхищает работа педагогов, которые развивают таланты учеников.

По результатам 2013-2014 учебного года школа №218 вошла в Топ-25 лучших школ России, заняв 17-е место, в рейтинге российских школ, предоставляющих наибольшие возможности развития таланта учащихся, – 10-е, помимо этого вошла в Топ-100 России по шести профильным направлениям. В рейтингах лучших школ Москвы школа №218 ежегодно входит в Топ-20, по результатам 2013-2014 учебного года занимает 12-е место.  В течение многих лет среди победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников есть ученики школы №218, в 2013-2014 учебном году пятеро стали победителями и девять – призерами заключительного этапа ВОШ (по 7 предметам), среди победителей регионального этапа ВОШ – три ученика школы №218, а среди призеров – 71. Успешным оказалось участие школьников по 13 предметам. По результатам городских олимпиад у школы 7 победителей и 60 призеров по 11 предметам. В 2013-2014 учебном году шесть выпускников школы получили 100 баллов на ЕГЭ по следующим предметам: русский язык, биология, химия, математика. Основная особенность деятельности коллектива школы №218 – реализация в практике общеобразовательной школы многоступенчатой организационной модели, позволяющей индивидуализировать образовательный процесс на разных возрастных и образовательных ступенях. В начальной школе уже много лет преподавание построено по системе развивающего обучения, в средней и старшей школе – таким образом, чтобы научить ребенка самостоятельно выстраивать траекторию собственного развития. Одна из задач школы – воспитание культуры выбора, то есть обучение нахождению альтернатив развития, умению предвидеть последствия принятых решений. Для реализации этой задачи, по мнению коллектива школы, было необходимо создать гибкую комплексную модель, где на разных образовательных ступенях используются возможности различных технологий: стратовой дифференциации, модульного обучения, профильного и углубленного изучения отдельных предметов в рамках технологии индивидуальных учебных планов. Это создает возможности для учащихся получать фактически различные типы образования внутри одного общеобразовательного учреждения.Как показывает многолетний опыт коллектива школы №218, внедрение многоступенчатой организационной модели возможно в условиях обычной общеобразовательной школы, а не элитарного образовательного учреждения. При этом результаты реализации подобной модели сопоставимы с результатами деятельности элитарных образовательных учреждений, позволяют максимально развить потенциал каждого ребенка. Стоит, правда, оговориться, что, несомненно, внедрение модели в практику – непростой процесс, требующий существенного изменения режима работы и традиционного уклада образовательного учреждения.В 5-6-х классах учащимся школы предлагают модульную систему обучения: помимо базовой программы ученикам предлагают набор модулей по различным предметам. Система модулей решает несколько задач: во-первых, поддерживает познавательную мотивацию учащихся; во-вторых, знакомит детей с нетрадиционными формами изучения школьных предметов, а кроме того, дает возможность ознакомиться с новыми областями знаний и учит ребенка самостоятельно формировать свой учебный план. Примеры модульных курсов – «Развивающие задачи»; «3Д-графика и моделирование»; «Психология способностей»; «Читаем вместе»; «Мир на ощупь»; «Живой английский»; «Мир растений». Оригинальная технология стратовой дифференциации обучения в среднем звене была разработана авторским коллективом школы №218 и успешно действует в течение 20 лет. Термин «страта» был введен русским социологом, философом Питиримом Сорокиным и обозначает группу людей, объединенных по способу усвоения и переработки информации. Суть стратового обучения состоит в следующем: при сохранении основных структурных единиц (классов) происходит распределение учащихся в рамках одной параллели на 3-4 страты по каждому из выделенных предметов, обучаемых по единой программе, но с различной глубиной освоения материала. Разделение производится на основании индивидуальных свойств, способностей, интересов и уровня подготовки учащихся, при этом учитываются желания учеников и их родителей, экспертные оценки педагогической комиссии, а также рекомендации психологической службы по результатам тестирования за предыдущие годы обучения. На начальном этапе больший вес при распределении учеников по стратам придают их желаниям и желаниям их родителей, а далее все больший вес приобретают реальные показатели успеваемости и данные психологической экспертизы об уровне утомления и психологического комфорта.Структура страт максимально гибкая, так как по истечении каждой учебной четверти возможен переход ученика из одного страта в другой. Такая форма работы выгодна по нескольким причинам: сохраняются классы как уже сформировавшиеся ученические коллективы, что облегчает адаптацию ребенка к условиям средней школы; для каждого ученика существует возможность самореализации в различных направлениях и на различных уровнях обучения, что способствует ощущению психологического комфорта и сглаживает негативные проявления конкуренции, столь характерные для таких классов, как классы коррекции и «элитные» классы. Благодаря гибкости модели стратового обучения, ученик на разных предметах находится в разных группах соответственно своим достижениям, следовательно, его самооценка строится на основании реального осознания своих успехов и возможностей, а не принадлежности к некой группе «элиты» или «аутсайдеров». Формирование адекватной самооценки очень важно и само по себе, но, кроме того, позволяет впоследствии практически безболезненно перейти к модели профильного обучения, которая станет естественным продолжением того направления образования, которое выбирает ребенок к концу стратифицированного обучения. Дополнительное преимущество для ученика такой формы работы – возможность выбора преподавателя, поскольку количество учителей, ведущих базовые предметы, равно количеству страт. Технология организации образовательной деятельности в старших классах общеобразовательной школы на основе индивидуальных учебных планов разработана и апробирована как за рубежом (Израиль, Финляндия), так и в России. Одним из вариантов реализации индивидуальных траекторий развития может быть многопрофильная школа, обеспечивающая возможность индивидуализации обучения в рамках одного образовательного учреждения. Это осуществляется через создание в рамках коллектива учащихся, учителей и управленцев единого образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса его субъекты, что обеспечивает включение всех участников в проектную деятельность, причем объект проектирования – образовательный процесс. В школе №218 систему обучения по индивидуальным учебным планам в 8-11-х классах реализуют в течение 14 лет. С организационной точки зрения суть технологии обучения по индивидуальным учебным планам заключается в следующем. До начала нового учебного года учащимся предлагают выбрать уровень освоения ими тех или иных учебных предметов школьного учебного плана. Переход к углубленному уровню определяет не объем предметного материала, а глубина его освоения: другой уровень языка, понятийной проработки, степени теоретической формализации и абстрагирования. Помимо этого учащимся, как правило, предлагают выбрать спецкурсы и практикумы, которые они хотели бы посещать, проекты, в которых они хотели бы участвовать. В отдельных случаях могут быть предложены и другие формы работы, в частности, для учащихся с повышенной мотивацией возможен выбор индивидуальной проектной деятельности, предусмотрена возможность изменения учеником своего учебного плана каждую четверть. На основании выбора учащихся составляют учебное расписание, определяют формы и сроки контроля за знаниями учащихся по каждому из предметов. Успешность освоения учащимся того или иного курса может служить основанием для изменения его учебного плана в оговоренные сроки. Так как каждый учащийся параллели оказывается членом нескольких учебных коллективов, то предметно-групповая система сочетается с классно-урочной (или полностью сменяет ее). Огромное значение в осуществлении всех разработанных технологий обучения и развития учащихся приобретает психологическая служба школы, которая осуществляет сопровождение выбора учащихся. Психологическое сопровождение учащихся идет с момента поступления в школу и до выпускников включительно; такое сопровождение включает в себя прежде всего не диагностику, а поддержку, консультирование, развитие навыков планирования, проектирования, готовности к выбору. Многолетний опыт работы школы №218 показывает преимущества ее многоступенчатой организационной модели, это:    отсутствие жесткой селекции;    возможность формирования индивидуального (а не типового) профиля;     комфортность обучения и широкие возможности социализации;     конкурентоспособность учащихся в широком спектре предметов;    поддержание высокого уровня познавательной и учебной мотивации;     постепенное обучение умению выстраивать свою траекторию развития.Учащийся в такой системе обучения становится активным субъектом образовательного процесса, способным осознанно влиять на него. Учащийся может проектировать и корректировать свою траекторию развития. У него есть возможность влияния на содержание учебного процесса (интересы учащихся учитываются, в частности, при создании специализированных курсов). Система подразумевает, что ребенок при высокой мотивации в любой момент может восполнить свои пробелы, подтянуть себя до того уровня, на который он претендует, что подразумевает возможность интеллектуального и социального лифтинга. В системе обучения по индивидуальным учебным планам нет классов, только параллели, таким образом, разрушается понятие малой группы и тех проблем, которые она за собой вела. Каждый ребенок имеет возможность найти свой круг общения, более того, такая система подразумевает формирование лидеров на параллели, определение каждым учащимся своей позиции в детском сообществе. В течение последних лет школа работает над  переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые логично вписываются в уже существующую модель школы. Нацеленность школы на развитие метапредметных навыков учащихся сопрягается с основными принципами, лежащими в основе новых ФГОС. Естественная составная часть образовательного процесса – участие значительного количества учеников школы №218 в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и соревнованиях. Существенная особенность – многообразие учебных предметов, по которым учащиеся стремятся себя проявить и добиваются высоких результатов. Этому способствует не только система организации учебного процесса, но и большая сеть дополнительного образования на базе школы, в частности, в течение девяти лет в школе работают математические кружки, ставшие филиалом малого мехмата МГУ. Все работающие в школе кружки «открытые»: в них наряду с учениками школы №218 занимаются и учащиеся других школ. Все это позволяет создать эффективную образовательную среду, способствующую повышению мотивации к обучению и конкурентоспособности. Основное условие существования модели школы, позволяющей индивидуализировать образовательный процесс, – это партнерские отношения между всеми субъектами образовательного процесса и взаимная ответственность за результат.Константин КОЧЕТКОВ, директор школы №218Мнения по поводуЮрий БЛИНКОВ, учитель математики, победитель конкурса «Грант Москвы в сфере образования», победитель творческого конкурса учителей математики: – Ученикам нашей школы удается добиться высоких результатов на олимпиадах, при сдаче ЕГЭ, в учебе. Прежде всего надо сказать про систему работы с одаренными детьми. Во-первых, у нас есть система математических кружков с пятого по одиннадцатый класс. Мы начинаем в пятом классе, чтобы, во-первых, дети почувствовали интерес к математике, а во-вторых, смогли в восьмом классе решить – выбирать ли математику на повышенном уровне или нет, то есть они уже к восьмому классу смогут понять, нравится ли это им или нет. Соответственно у них уже есть мотивация для дальнейшего обучения и, более того, некоторые вещи, которые мы делаем на уроках с теми, кто ходит на кружок, мне делать значительно проще. За счет того что дети владеют, например, некоторым математическим аппаратом, у них уже меньше проблем с логикой, они понимают, что значит доказать какое-то утверждение, они не боятся решать незнакомые задачки. Мы даем возможность ребенку изучать математику на разных уровнях. С шестого класса мы делим детей по уровням на страты, а с восьмого класса они могут выбрать, на каком уровне им изучать математику: углубленном, профильном или базовом. Помимо всего прочего у нас практикуют выезды на математические соревнования, не только на московские, но и на российские командные соревнования: турнир математических боев, математические регаты. Соответственно это еще детям добавляет уровня и мотивации, детей намного проще увлечь решением задачи, когда это сделано в игровой форме. Если в группе еще есть достаточно сильные лидеры, то это усиливает эффект в какой-то геометрической прогрессии, потому что люди начинают общаться друг с другом и в чем-то соревноваться, а в чем-то друг с другом обмениваться впечатлениями, о чем задача, кто где был, кто что решил, кто что узнал. Специально я ребят не готовлю к соревнованиям, мне, в общем, не очень понятно, что это такое, когда говорят: «Готовите ли вы к олимпиадам?» Мы просто учим математике, мы показываем разные методы, идеи, разные математические конструкции, а победы на олимпиадах – это так, сопутствующие вещи. То есть дети хорошо ориентируются в математике, у них высокий общий уровень, общий уровень мышления, а высокие результаты на олимпиадах их еще и подстегивают. Есть вид индивидуальной работы с сильными школьниками, например, им предлагают (это уже не всем, а особо продвинутым), допустим, в девятом классе, проект по геометрии. Это обучает их работать в самостоятельном режиме и над совершенно незнакомыми задачами. Ну и, наверное, самое главное – чтобы у детей было желание заниматься и работать, не просто сидеть в школе и что-нибудь послушать, а и потом решать задачи. То есть если они вникают в то, что происходит, если они решают потом дома, доделывают то, что не получилось, задают вопросы, то тогда процесс идет.Евгений БАБЕНКО, учитель биологии, почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса ПНПО 2014 года:- Для меня, как учителя, цель моей работы весьма эгоистична – это создание будущего круга интеллектуального общения. Очень не хочется остаться к старости «белой вороной». Для учеников образование – это приобретение способности мыслить широко и критично, то есть не только в области своей специализации. Кроме того, образование позволяет человеку осознавать границы собственной компетентности. Помните, как у Сократа: площадь круга – знание, длина окружности – осознание непознанного. Чем больше площадь круга, тем больше длина окружности… Для меня все началось с того, что, никогда не собираясь быть учителем, я готовился к научной деятельности в области биологии. Тем не менее судьба сложилась так, что уже тридцать третий год преподаю биологию детям, многие из которых реализовали мою былую мечту. Главное – это заразить ребенка интересом к предмету, который на данный момент стал наиболее динамично развивающейся областью естествознания. К 1996 году я завершил первый вариант своей программы курса углубленного изучения биологии (8-11-й класс), в основе которого лежал молекулярно-биологический подход. К настоящему времени этот курс существует в виде электронного учебного пособия, и каждый год в него приходится вносить коррективы в связи с новейшими открытиями в биологии и медицине. Но самое главное – реализация моей программы была бы невозможна без работы в единой команде с учителями химии, физики, математики, поскольку в современной биологии как нигде важен интегративный подход. В процессе становления личности интересы детей могут меняться, поэтому было бы странно надеяться, что все ученики, даже групп, изучающих биологию на углубленном уровне, свяжут свое будущее именно с биологией. Благо система индивидуальных учебных планов, практикуемая в нашей школе, достаточно лабильна и позволяет ребенку выбрать разный уровень изучения предмета. Однако я глубоко убежден, что время, потраченное на углубленное изучение биологии даже в нескольких четвертях, не пройдет для них даром и позволит лучше ориентироваться в окружающем их мире. Ну а с точки зрения успешности выпускников – среди них есть врачи, школьные учителя, преподаватели вузов, инженеры, бизнесмены, кандидаты и даже доктора наук. Но самое главное – это просто достойные люди. Лина ЛЕБЕДСКАЯ-ТАМБИЕВА, мама выпускника школы №218 и ученицы 6-го класса:- Вопрос выбора школы для своего ребенка встает перед родителями задолго до 1 сентября. Так было и в моем случае. Мы, родители, люди сомневающиеся, стараемся получить информацию от подруг, соседей и только потом принять окончательное решение. Прочитав различные отзывы и учитывая советы друзей, мы выбрали школу №218, куда мой сын Артем, пройдя курс субботней школы «Филипок», и был принят в первый класс. Сделав такой выбор, мы ни разу не пожалели о нем. Сейчас Артем – студент 3-го курса факультета биологической и медицинской физики Московского физико-технического института, выпускник школы 2012 года – серьезный и целеустремленный молодой человек, гордость семьи. Поэтому вопрос о месте учебы младшей дочери Александры был решен сразу. Да и сама Саша хотела учиться только в школе №218. Не только как мама, но и как член управляющего совета школы могу отметить, что важные слагаемые успеха школы – преемственность и постоянство как в руководстве школой, так и в следовании своим, индивидуальным, путем, через стратовое обучение и систему индивидуальных учебных планов. Надеюсь, что младшее поколение наших детей получит качественное, конкурентное образование. – Поступив в университет и познакомившись с людьми, окончившими другие школы, мне стало совершенно очевидно, насколько моя родная школа №218 отличается от других. Благодаря системе индивидуальных учебных планов у любого ученика есть возможность реализовать свои интересы еще до поступления в университет на конкретную специальность. Более того, наша школа дает возможность получить отличную базу знаний, которая потом очень помогает в процессе получения высшего образования. Придя на первый курс, я не была вынуждена учить все с самого начала, ведь многое из того, что нам рассказывали на лекциях или объясняли на семинарах, было изучено в рамках углубления по тому или иному предмету. Говоря о том, что дала школа, люди часто говорят о верных друзьях или веселых воспоминаниях, но для меня не только это важно, но еще и те знания, которые мне дала школа и которые позволили мне поступить в отличный университет и теперь учиться там на хорошем уровне. Именно поэтому я всегда советую младшим сестрам не упускать те возможности, которые есть в школе и впитывать все знания, которые дают учителя. Ведь это пригодится не только для того, чтобы получить хорошую оценку или выиграть олимпиаду, но и стать успешным человеком в будущем! Денис МЕРКУЛОВ, выпускник школы №218 2012 года, студент 3-го курса факультета филологии (направление «Филология») Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: – В первую очередь школа дала мне цельную картину знаний о мире и научила самостоятельно мыслить. Во-вторых, она помогла мне определиться с интересами и увлечениями, подсказала, в каком направлении я хочу и у меня получится развиваться. В-третьих, именно в школе я познакомился со своими лучшими друзьями и прекрасными учителями. С друзьями мы и сейчас часто видимся, ездим в поездки, обсуждаем планы на будущее. А к учителям я нередко захожу – за советом, поддержкой и за неизменно приятной, домашней атмосферой общения. Как ни странно, мои самые яркие воспоминания связаны как раз с событиями вне непосредственно школьных стен. Это, к примеру, ежегодный летний математический лагерь в селе Акичкин Починок Архангельской области: заветные три недели в ста километрах от райцентра, без сотовой связи, но со свежим молоком каждый день, с зубодробительными задачами и изящными решениями на потрескавшейся от времени меловой доске, с живущим своей напряженной жизнью допотопным холодильником «ЗИЛ», мешающим жарким вечерним баталиям в «Что? Где? Когда?», и с обмелевшей ледяной речкой Верюгой. Это поездки в Псков и Пушкинские Горы, в Кострому и Судиславль, прогулки по Москве. Уроки запомнились тоже, будь то песни или тыквы с конфетами на занятиях английским языком, обсуждения произведений на литературе или километровые забеги на физкультуре. Я проучился в школе 12 лет: сначала сел за парту в подготовительной школе «Филипок», а затем отучился от звонка до звонка в основной школе. За это время, конечно, много ярких воспоминаний было, очень много. Для меня они относятся к самому ценному, что я имею в жизни. Самое приятное, ради чего я теперь стал возвращаться в школу каждую субботу, – это те пятиклассники, с которыми мы изучаем письменность Древней Руси, их вопросы и интерес к новой необычной теме. Кроме того, я возвращаюсь и к учителям, потому что мне важно, чтобы у них все было хорошо, чтобы они продолжали учить детей и набирать классы. А еще я прихожу, чтобы снова побывать в особенном мире – первых самостоятельных открытий, дружбы, радости. За калиткой школьного забора для меня начинается иная реальность, наделенная воспоминаниями и своими особенностями. Мне всегда приятно вновь в ней оказаться – пройти в школу и не оставлять, как бывало, дневник для отметки об опоздании. Потому что опоздать уже невозможно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте