search
main
0

20 лет молодости московского учительства

Двадцать лет назад в Москве прошел первый городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года». С тех пор, как говорится, много воды утекло, в рамках этого конкурса появилось множество дочерних, в которых по разным номинациям соревнуются многие тысячи столичных педагогов. 26 апреля 2010 года будут подведены итоги и названы имена лучших, а также абсолютного победителя – учителя года Москвы-2010. Он присоединится к славной тридцатке тех, кто все эти двадцать лет прославлял образование столицы в стране. Среди тридцати победителей разных лет трое стали учителями года России: в 1997 году – Александр Глозман, в 2007-м – Анна Мехед, в 2008-м – Михаил Стародубцев. Практически все наши лучшие учителя входили в число пятнадцати лауреатов российского конкурса, многие – в пятерку лучших учителей России.

СтатфактПобедители конкурсов «Учитель года Москвы»1991 год – Михаил Изотов, учитель труда средней общеобразовательной школы №223 Северного окружного управления образования.1992 год – Нина Циркова, музыкальный работник детского сада №1783 Северо-Восточного окружного управления образования.1993 год – Ольга Соболева, учитель начальных классов гимназии №1527 Южного окружного управления образования.1994 год – Сергей Шестаков, учитель математики средней общеобразовательной школы №7 Юго-Западного окружного управления образования.1995 год – Ирина Василькова, учитель латинского языка, античной культуры гимназии №1522 Северо-Западного окружного управления образования.Дмитрий Добротин, учитель химии средней общеобразовательной школы №1164 Северного окружного управления образования.Вера Жилина, учитель французского языка средней общеобразовательной школы №578 Южного окружного управления образования.Елена Зотова, учитель музыки средней общеобразовательной школы №324 Западного окружного управления образования.Ирина Курчаткина, учитель физики и астрономии средней общеобразовательной школы №134 Северного окружного управления образования.Виктор Макшеев, учитель музыки средней общеобразовательной школы №719 Зеленоградского окружного управления образования.Ирина Николаева, учитель начальных классов гимназии №1504 Департамента образования города Москвы.Евгений Сенчилов, учитель географии средней общеобразовательной школы №779 Юго-Западного окружного управления образования.Виктор Усанов, учитель физики и информатики средней общеобразовательной школы №301 Северо-Восточного окружного управления образования.1996 год – Игорь Агапов, учитель экономики средней общеобразовательной школы №1151 Зеленоградского окружного управления образования.1997 год – Александр Глозман, учитель материальных технологий Центра образования №293 Северо-Восточного окружного управления образования.Марина Чернова, учитель истории средней общеобразовательной школы №1605 Северо-Западного окружного управления образования.1998 год – Сергей Кириллов, учитель физики учебно-воспитательного комплекса №1830 Юго-Восточного окружного управления образования.1999 год – Мария Филиппенко, учитель латинского языка гимназии №567 Западного окружного управления образования.2000 год – Ирина Хачатрян, учитель химии средней общеобразовательной школы №1927 Восточного окружного управления образования.2001 год – Андрей Милёхин, учитель психологии средней общеобразовательной школы №1927 Восточного окружного управления образования.2002 год – Татьяна Архипова, учитель английского языка школы №1240 с углубленным изучением английского языка Центрального окружного управления образования.2003 год – Татьяна Фёдорова, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №1081 Юго-Западного окружного управления образования.2004 год – Дмитрий Бесполов, учитель физической культуры средней общеобразовательной школы №335 Юго-Восточного окружного управления образования.Андрей Лукутин, учитель истории средней общеобразовательной школы №666 Южного окружного управления образования.Глеб Мочалов, учитель материальных технологий Центра образования №293 Северо-Восточного окружного управления образования.2005 год – Юлия Марчук, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №1741 Западного окружного управления образования.2006 год – Марат Алимов, учитель русского языка и литературы Центра образования №1874 Северо-Западного окружного управления образования.2007 год – Анна Мехед, учитель математики средней общеобразовательной школы №2030 Центрального окружного управления образования.2008 год – Михаил Стародубцев, учитель музыки школы №1060 Центрального окружного управления образования.2009 год – Владимир Кружалов, учитель истории и обществознания гимназии №1542 Западного окружного управления образования.

Не случайно эмблемой московского конкурса «Учитель года» стали руки, заботливо прикрывающие восходящий росток. Это руки Учителя, посеявшего семена доброго, светлого, руки Мастера, который учит и заботливо опекает новые поколения юных москвичей.

История конкурсов когда-нибудь будет описана в книге. И в ней будет рассказано, как непросто столичным учителям приходилось в борьбе за первенство на федеральном уровне. Труднее всего было первым – Михаилу Изотову (1991 год) и Нине Цирковой (1992 год). Михаил Иванович вообще шел неизведанным путем, но учитель труда, по сути, был предвестником победы другого учителя труда – Александра Глозмана. Нина Петровна на этом учительском конкурсе представляла педагогов-дошкольников (с тех пор педагоги-дошкольники ни разу не участвовали в таком чисто учительском конкурсе). Закономерные победы начались в третьем конкурсном году – Москву представляла обаятельная Ольга Соболева, учительница начальных классов легко вошла в пятерку лучших учителей России. В 1994 году Москву представлял учитель математики Сергей Шестаков, а в 1995-м было сразу девять учителей года Москвы, и был делегирован на российский конкурс Дмитрий Добротин, который там победил в номинации «Надежда России».

В 1996 году на победу в российском конкурсе претендовал Игорь Агапов, он выдержал все испытания и вошел в число лучших. В следующем году Александр Глозман одержал блестящую победу, став учителем года России. После победы Александра стало понятно: еще одну победу москвичам не отдадут, и не отдали, но в 1998-м Сергей Кириллов все-таки вошел в пятерку лучших. Всю силу неприятия московских педагогов на российском конкурсе ощутила в следующем году Мария Филиппенко: учительницу латыни отправили в номинацию учителей иностранного языка, жюри которой отказалось оценивать ее работу. Справедливость восторжествовала лишь отчасти: мастер-класс Марии был все же просмотрен большим жюри, и ей присудили специальный приз. В 2000 и 2001 годах в пятерку лучших учителей России вошли учитель химии Ирина Хачатрян и учитель психологии Андрей Милехин; парадоксально, но Ирина и Андрей работали в одной школе. В 2002 и 2003-м победные вершины штурмовали и вошли в пятерку лучших учитель английского языка Татьяна Архипова и учитель русского языка и литературы Татьяна Федорова, в 2004 году – учитель истории Андрей Лукутин, а в 2005 году – учитель русского языка и литературы, суперзвезда педагогики Юлия Марчук. Совсем тяжело на российском конкурсе пришлось учителю русского языка и литературы Марату Алимову: мало того, что в жюри тогда включили районных методистов из Челябинской области, подчас не понимавших, о чем он говорит на своем мастер-классе, так еще неизвестные украли портфель Марата с конкурсными материалами, а после окончания конкурса портфель вернули, «оставив себе на память» кошелек с деньгами.

Надо сказать, что требования на московском конкурсе с каждым годом все более усложнялись, а победителями становились все более подготовленные к конкурсной борьбе высококлассные педагоги. Стоит ли удивляться, что в 2007 году учителем года России стала учитель математики Анна Мехед, а в 2008-м – учитель музыки Михаил Стародубцев? В 2009 году блестящий историк Владимир Кружалов не стал первым, но вошел в пятерку лучших, хотя конкурсанты – учителя из разных регионов России – считали, что на самом деле он был самым лучшим.

Рассказываю об этом для того, чтобы было понятно: еще на уровне городского конкурса критерии оценки были столь высокими, что помешать победе москвичей на российском конкурсе могли только обстоятельства, не имевшие ничего общего с объективным оцениванием.

Сегодня мы уже спокойно относимся к тому, какое место на российском конкурсе занимает московский учитель. Столичные учителя уже доказали, что они не просто лучшие: лучшая в стране система подготовки конкурсантов. Да не просто подготовки конкурсантов – система подготовки учителей в принципе.

Для этого немало сделали председатель Большого жюри народный учитель Мария Комлева, а затем сменившая ее на этом посту профессор МГУ Галина Китайгородская. Нельзя не сказать о неоценимой роли окружных методических центров (победы Анны Мехед и Михаила Стародубцева – это заслуга и Марианны Лебедевой, руководителя окружного методцентра ЦАО), руководителей тех образовательных учреждений, где работают лучшие учителя столицы. Каждый год огромную работу по организации и проведению конкурсов проводят Департамент образования, Центр педагогических конкурсов и управления проектов МИОО, Московский центр качества образования, Центр педагогического мастерства, Координационно-экспертный совет при Большом жюри, МГПУ, МГПИ, МГППУ.

Конечно, участников, финалистов, призеров, лауреатов московского конкурса «Учитель года» было много больше, чем победителей. Ведь в каждом округе с каждым годов в конкурсное движение включались все новые и новые учителя, для них это становилось отличной школой и институтом повышения квалификации. Лучшие из лучших, что называется, делали карьеру: сегодня они работают директорами школ, проректорами вузов, руководителями окружных методических центров, защитили кандидатские и докторские диссертации. Но самая почетная должность все же учитель, этой профессии большинство конкурсантов остались верны, это они обеспечивали и обеспечивают высочайший уровень столичного образования.

Когда 21 год назад «Учительская газета» задумывала конкурс «Учитель года», считалось, что лучшим будет учитель, совершивший какой-то высоконравственный поступок сродни подвигу. Многое изменилось с тех пор в условиях конкурса: появились уроки, мастер-классы, презентации, импровизации и многое другое. Но удивительное дело: всякий раз победитель конкурса, обладающий высочайшим профессионализмом, оказывается еще и высоконравственным человеком, в этом всякий раз убеждаешься, наблюдая за лучшими после конкурса. Просто профессия у наших учителей такая, что требует не только знаний и мастерства, но еще и высоких нравственных качеств.

Все они педагогические звезды, которые при этом лишены звездности, им не свойственны самоуверенность и самолюбование, они – в постоянном творческом поиске, они настоящие интеллигенты, которые приняли от всех предыдущих поколений важную эстафету – заботу о будущем России.

Они могут выполнять эту задачу, потому что живут и работают в Москве, где власть прекрасно понимает, сколь велик вклад учителя в развитие города, а потому создает все возможные условия для его успешной деятельности. Наверное, поэтому 20-летний юбилей конкурса «Учитель года Москвы» – общий праздник столицы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте