search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

20 лет молодости московского учительства

Двадцать лет назад в Москве прошел первый городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года». С тех пор, как говорится, много воды утекло, в рамках этого конкурса появилось множество дочерних, в которых по разным номинациям соревнуются многие тысячи столичных педагогов. 26 апреля 2010 года будут подведены итоги и названы имена лучших, а также абсолютного победителя – учителя года Москвы-2010. Он присоединится к славной тридцатке тех, кто все эти двадцать лет прославлял образование столицы в стране. Среди тридцати победителей разных лет трое стали учителями года России: в 1997 году – Александр Глозман, в 2007-м – Анна Мехед, в 2008-м – Михаил Стародубцев. Практически все наши лучшие учителя входили в число пятнадцати лауреатов российского конкурса, многие – в пятерку лучших учителей России.

СтатфактПобедители конкурсов «Учитель года Москвы»1991 год – Михаил Изотов, учитель труда средней общеобразовательной школы №223 Северного окружного управления образования.1992 год – Нина Циркова, музыкальный работник детского сада №1783 Северо-Восточного окружного управления образования.1993 год – Ольга Соболева, учитель начальных классов гимназии №1527 Южного окружного управления образования.1994 год – Сергей Шестаков, учитель математики средней общеобразовательной школы №7 Юго-Западного окружного управления образования.1995 год – Ирина Василькова, учитель латинского языка, античной культуры гимназии №1522 Северо-Западного окружного управления образования.Дмитрий Добротин, учитель химии средней общеобразовательной школы №1164 Северного окружного управления образования.Вера Жилина, учитель французского языка средней общеобразовательной школы №578 Южного окружного управления образования.Елена Зотова, учитель музыки средней общеобразовательной школы №324 Западного окружного управления образования.Ирина Курчаткина, учитель физики и астрономии средней общеобразовательной школы №134 Северного окружного управления образования.Виктор Макшеев, учитель музыки средней общеобразовательной школы №719 Зеленоградского окружного управления образования.Ирина Николаева, учитель начальных классов гимназии №1504 Департамента образования города Москвы.Евгений Сенчилов, учитель географии средней общеобразовательной школы №779 Юго-Западного окружного управления образования.Виктор Усанов, учитель физики и информатики средней общеобразовательной школы №301 Северо-Восточного окружного управления образования.1996 год – Игорь Агапов, учитель экономики средней общеобразовательной школы №1151 Зеленоградского окружного управления образования.1997 год – Александр Глозман, учитель материальных технологий Центра образования №293 Северо-Восточного окружного управления образования.Марина Чернова, учитель истории средней общеобразовательной школы №1605 Северо-Западного окружного управления образования.1998 год – Сергей Кириллов, учитель физики учебно-воспитательного комплекса №1830 Юго-Восточного окружного управления образования.1999 год – Мария Филиппенко, учитель латинского языка гимназии №567 Западного окружного управления образования.2000 год – Ирина Хачатрян, учитель химии средней общеобразовательной школы №1927 Восточного окружного управления образования.2001 год – Андрей Милёхин, учитель психологии средней общеобразовательной школы №1927 Восточного окружного управления образования.2002 год – Татьяна Архипова, учитель английского языка школы №1240 с углубленным изучением английского языка Центрального окружного управления образования.2003 год – Татьяна Фёдорова, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №1081 Юго-Западного окружного управления образования.2004 год – Дмитрий Бесполов, учитель физической культуры средней общеобразовательной школы №335 Юго-Восточного окружного управления образования.Андрей Лукутин, учитель истории средней общеобразовательной школы №666 Южного окружного управления образования.Глеб Мочалов, учитель материальных технологий Центра образования №293 Северо-Восточного окружного управления образования.2005 год – Юлия Марчук, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №1741 Западного окружного управления образования.2006 год – Марат Алимов, учитель русского языка и литературы Центра образования №1874 Северо-Западного окружного управления образования.2007 год – Анна Мехед, учитель математики средней общеобразовательной школы №2030 Центрального окружного управления образования.2008 год – Михаил Стародубцев, учитель музыки школы №1060 Центрального окружного управления образования.2009 год – Владимир Кружалов, учитель истории и обществознания гимназии №1542 Западного окружного управления образования.

Не случайно эмблемой московского конкурса «Учитель года» стали руки, заботливо прикрывающие восходящий росток. Это руки Учителя, посеявшего семена доброго, светлого, руки Мастера, который учит и заботливо опекает новые поколения юных москвичей.

История конкурсов когда-нибудь будет описана в книге. И в ней будет рассказано, как непросто столичным учителям приходилось в борьбе за первенство на федеральном уровне. Труднее всего было первым – Михаилу Изотову (1991 год) и Нине Цирковой (1992 год). Михаил Иванович вообще шел неизведанным путем, но учитель труда, по сути, был предвестником победы другого учителя труда – Александра Глозмана. Нина Петровна на этом учительском конкурсе представляла педагогов-дошкольников (с тех пор педагоги-дошкольники ни разу не участвовали в таком чисто учительском конкурсе). Закономерные победы начались в третьем конкурсном году – Москву представляла обаятельная Ольга Соболева, учительница начальных классов легко вошла в пятерку лучших учителей России. В 1994 году Москву представлял учитель математики Сергей Шестаков, а в 1995-м было сразу девять учителей года Москвы, и был делегирован на российский конкурс Дмитрий Добротин, который там победил в номинации «Надежда России».

В 1996 году на победу в российском конкурсе претендовал Игорь Агапов, он выдержал все испытания и вошел в число лучших. В следующем году Александр Глозман одержал блестящую победу, став учителем года России. После победы Александра стало понятно: еще одну победу москвичам не отдадут, и не отдали, но в 1998-м Сергей Кириллов все-таки вошел в пятерку лучших. Всю силу неприятия московских педагогов на российском конкурсе ощутила в следующем году Мария Филиппенко: учительницу латыни отправили в номинацию учителей иностранного языка, жюри которой отказалось оценивать ее работу. Справедливость восторжествовала лишь отчасти: мастер-класс Марии был все же просмотрен большим жюри, и ей присудили специальный приз. В 2000 и 2001 годах в пятерку лучших учителей России вошли учитель химии Ирина Хачатрян и учитель психологии Андрей Милехин; парадоксально, но Ирина и Андрей работали в одной школе. В 2002 и 2003-м победные вершины штурмовали и вошли в пятерку лучших учитель английского языка Татьяна Архипова и учитель русского языка и литературы Татьяна Федорова, в 2004 году – учитель истории Андрей Лукутин, а в 2005 году – учитель русского языка и литературы, суперзвезда педагогики Юлия Марчук. Совсем тяжело на российском конкурсе пришлось учителю русского языка и литературы Марату Алимову: мало того, что в жюри тогда включили районных методистов из Челябинской области, подчас не понимавших, о чем он говорит на своем мастер-классе, так еще неизвестные украли портфель Марата с конкурсными материалами, а после окончания конкурса портфель вернули, «оставив себе на память» кошелек с деньгами.

Надо сказать, что требования на московском конкурсе с каждым годом все более усложнялись, а победителями становились все более подготовленные к конкурсной борьбе высококлассные педагоги. Стоит ли удивляться, что в 2007 году учителем года России стала учитель математики Анна Мехед, а в 2008-м – учитель музыки Михаил Стародубцев? В 2009 году блестящий историк Владимир Кружалов не стал первым, но вошел в пятерку лучших, хотя конкурсанты – учителя из разных регионов России – считали, что на самом деле он был самым лучшим.

Рассказываю об этом для того, чтобы было понятно: еще на уровне городского конкурса критерии оценки были столь высокими, что помешать победе москвичей на российском конкурсе могли только обстоятельства, не имевшие ничего общего с объективным оцениванием.

Сегодня мы уже спокойно относимся к тому, какое место на российском конкурсе занимает московский учитель. Столичные учителя уже доказали, что они не просто лучшие: лучшая в стране система подготовки конкурсантов. Да не просто подготовки конкурсантов – система подготовки учителей в принципе.

Для этого немало сделали председатель Большого жюри народный учитель Мария Комлева, а затем сменившая ее на этом посту профессор МГУ Галина Китайгородская. Нельзя не сказать о неоценимой роли окружных методических центров (победы Анны Мехед и Михаила Стародубцева – это заслуга и Марианны Лебедевой, руководителя окружного методцентра ЦАО), руководителей тех образовательных учреждений, где работают лучшие учителя столицы. Каждый год огромную работу по организации и проведению конкурсов проводят Департамент образования, Центр педагогических конкурсов и управления проектов МИОО, Московский центр качества образования, Центр педагогического мастерства, Координационно-экспертный совет при Большом жюри, МГПУ, МГПИ, МГППУ.

Конечно, участников, финалистов, призеров, лауреатов московского конкурса «Учитель года» было много больше, чем победителей. Ведь в каждом округе с каждым годов в конкурсное движение включались все новые и новые учителя, для них это становилось отличной школой и институтом повышения квалификации. Лучшие из лучших, что называется, делали карьеру: сегодня они работают директорами школ, проректорами вузов, руководителями окружных методических центров, защитили кандидатские и докторские диссертации. Но самая почетная должность все же учитель, этой профессии большинство конкурсантов остались верны, это они обеспечивали и обеспечивают высочайший уровень столичного образования.

Когда 21 год назад «Учительская газета» задумывала конкурс «Учитель года», считалось, что лучшим будет учитель, совершивший какой-то высоконравственный поступок сродни подвигу. Многое изменилось с тех пор в условиях конкурса: появились уроки, мастер-классы, презентации, импровизации и многое другое. Но удивительное дело: всякий раз победитель конкурса, обладающий высочайшим профессионализмом, оказывается еще и высоконравственным человеком, в этом всякий раз убеждаешься, наблюдая за лучшими после конкурса. Просто профессия у наших учителей такая, что требует не только знаний и мастерства, но еще и высоких нравственных качеств.

Все они педагогические звезды, которые при этом лишены звездности, им не свойственны самоуверенность и самолюбование, они – в постоянном творческом поиске, они настоящие интеллигенты, которые приняли от всех предыдущих поколений важную эстафету – заботу о будущем России.

Они могут выполнять эту задачу, потому что живут и работают в Москве, где власть прекрасно понимает, сколь велик вклад учителя в развитие города, а потому создает все возможные условия для его успешной деятельности. Наверное, поэтому 20-летний юбилей конкурса «Учитель года Москвы» – общий праздник столицы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте