Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

196 лет до нормальной зарплаты

Мой профсоюз, №41 от 7 октября 2003. Читать номер
Автор:

19 сентября, когда делегаты съезда Российского профсоюза работников народного образования стояли в пикете у здания Государственной Думы, сама Госдума принимала в первом чтении федеральный бюджет на 2004 год. Вопросы заработной платы, социальных гарантий для российской интеллигенции вообще, и для учителя в особенности, звучали в этот день несколько раз.

Их задавали премьеру депутаты разных фракций, и каждый раз получали один и тот же ответ: «Заработную плату педагогам и вообще работникам бюджетной сферы мы уже повысили опережающим образом не с 1 января 2004 года, а с 1 октября 2003 года». Не буду говорить о том, что повышение заработной платы с 1 октября – явно акт не только социальный, но и политический.

Напомню, что точно так же повышалась заработная плата в 1993-м, 1995-м, 1999 годах, т.е. перед каждыми парламентскими выборами. Скажу о другом. Поскольку думским комитетам, за исключением Комитета по бюджету и Комитета по экономической реформе, на пленарном заседании слова не дали, мне пришлось брать его по мотивам голосования, прямо перед принятием закона в первом чтении.

Я просил уважаемых коллег в Государственной Думе обратить внимание на две справки.

Справка первая. Отношение минимальной заработной платы к прожиточному минимуму в 2002 году составляло 24,4%, в 2003-м – 21,6%, т.е. практически на 3% меньше, в 2004 году оно планируется на уровне 22%. Если мы будем приближать минимальную зарплату к прожиточному минимуму по 0,4% в год, то она выйдет на этот самый прожиточный минимум ровно через 196 лет – в 2200 году. Совпадение случайное, но, согласитесь, – показательное.

Справка вторая. Разговоры об опережающем повышении заработной платы педагогическим работникам, мягко говоря, не выдерживают критики. Со времени предыдущего повышения, с декабря 2001 года по октябрь 2003 года, цены на товары первой необходимости возрастут как минимум на 40%, а заработную плату собираются увеличить с октября лишь на 33%. И, следовательно, в октябре 2003 года средний российский учитель, врач, работник культуры или ученый будет беднее на 7%, чем в декабре 2001 года.

Ожидаемый рост прожиточного минимума в 2004 году по официальным данным составит 16%. Семь плюс шестнадцать – 23%. Таким образом, средний российский интеллигент к концу 2004 года окажется практически на четверть беднее по сравнению с концом 2001 года.

Поэтому, опираясь на решение нашего комитета, я предложил Государственной Думе не принимать бюджет в первом чтении, создать согласительную комиссию, профицит бюджета уменьшить на 50 млрд. рублей (а ожидаемый профицит составит 83 млрд. рублей) и за счет этого повысить заработную плату российскому учителю с 1 сентября 2004 года хотя бы на 50%.

Однако «за» бюджет, предложенный правительством, дружно проголосовали депутаты, представляющие партию «Единая Россия» и партию Жириновского, они в совокупности собрали 246 голосов.

«Против» бюджета проголосовали 100% депутатов фракции коммунистов и фракции «Яблоко», чуть менее 100% – депутаты агропромышленной депутатской группы, членом которой я являюсь, будучи беспартийным человеком, и депутаты фракции «Союз правых сил».

Бюджет принят в первом чтении, наш комитет готовит поправки ко второму чтению с тем, чтобы попытаться еще раз поставить и решить вопрос по заработной плате, по стипендиям, по питанию детей в школах, в учреждениях начального профессионального образования. Мы готовим целый блок поправок, но как он будет приниматься, сейчас предсказать сложно. Я думаю, что мы проинформируем читателей «Моего профсоюза» о результатах голосования по этим важнейшим вопросам.

Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ

по образованию и науке


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту