search
Топ 10
Не пойман – не вор: ЕГЭ глазами учителя Как влияют баллы ЕГЭ на получение золотой медали в 2022 году Гости из космоса: японские ученые показали фото и видео с изображением НЛО Где найти главный продукт для сердца, и что будет, если его употреблять ежедневно Бывшая балерина рассказала, как сделать ноги стройными, не изнуряя себя тяжелыми тренировками В Якутске чудом удалось спасти ребенка, который выпал из окна 12 этажа Жить в эпоху перемен: в Минобрнауки предложили запретить менять образовательные стандарты Холестерин, болезни сердца и сосудов: врач рассказала, какой продукт может причинить вред Муж в аренду: женщина придумала, как заработать на супруге, и написала объявление в соцсетях Какие вузы принимают с низкими баллами ЕГЭ В одном из лицеев Красноярска выпускной бал превратился в помолвку Ей было бы 50 – сегодня день рождения Саманты Смит, девочки, написавшей генсеку ЦК КПСС Бакалавр – в советские времена незавершенное высшее образование: в Госдуме обсудили развитие системы образования Путин объявил 2023 год в России Годом педагога и наставника Учителя и медсестры на 40% работают дольше положенного по трудовому договору времени Спикер Госдумы предложил проводить аттестацию учителей только на базе ведущих вузов Женщина, которой на днях исполнится 108 лет, рассказала, какой продукт помог прожить так долго В школах 45 российских регионов поручено ввести должность советника по воспитанию

Класс, но не для вас

Родители детей-аутистов жалуются на сложности при зачислении ребенка в ресурсный класс

На фоне ежедневных сводок о пандемии коронавируса есть и хорошая новость: в России нет пандемии аутизма. По крайней мере, устами психиатров об этом было сказано на пресс-конференции в ТАСС.

По словам ведущего научного сотрудника Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М.Бехтерева, профессора кафедры психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного университета Владимира Пашковского, статистика по аутизму свидетельствует о том, что в 2019 году в России было диагностировано более 36 тысяч человек с таким диагнозом. Это 25 человек на 100 тысяч населения.

Если вести речь о детях-аутистах, то здесь цифры «пляшут» от страны к стране. Например, по статистике ВОЗ, каждый 136‑й ребенок страдает РАС. В США подсчитали, что каждый 54‑й американский ребенок – аутист. По данным российских статистов, в нашей стране с РАС рождается каждый 900‑й ребенок.

Хотя, если судить по конкретному региону, скажем по Санкт-Петербургу, то понятно, что число таких детей постепенно увеличивается. Если в 2014 году их было 300, то сегодня порядка 600.

Медики связывают увеличение числа детей с аутизмом с изменением диагностических подходов и расширением диагностики, по их мнению, иногда даже неоправданной. Например, в некоторых странах любое нарушение социальной коммуникации начали трактовать как симптом аутизма.

В любом случае эти 600 петербургских детей с РАС имеют право на образование, однако здесь система образования и родители особых детей пока не нашли общего языка. Не так давно в адрес представителей органов исполнительной власти Петербурга была направлена петиция, которую на сегодня подписали уже более 75 тысяч человек и в которой родители детей с РАС рассказывают, как тяжело устроить ребенка в ресурсный класс, что приходится бороться буквально за каждое место и что часто ни районный отдел образования, ни школа не оказывают поддержку и содействие в вопросах устройства детей-аутистов в образовательную организацию.

На пресс-конференции объяснять, как обстоят дела с точки зрения исполнительной власти, пришлось начальнику отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Анне Грубской. Она сообщила, что в Петербурге уделяется большое внимание обучению детей с РАС. Еще с 1990‑х годов с этой категорией детей работает школа №755 «Региональный центр аутизма» Василеостровского района.

Кроме того, уже более семи лет в Санкт-Петербурге существует программа по созданию ресурсных классов (РК) в обычных школах. Первопроходцем в развитии инклюзивного образования для детей с аутизмом стала школа №232 Адмиралтейского района.

По словам Анны Грубской, на сегодня действуют 15 ресурсных классов в 11 районах города. В них обучаются 52 ребенка. Вопрос открытия РК постоянно прорабатывается с администрациями районов и обсуждается с родителями на собеседованиях в феврале и марте. По итогам таких собеседований есть представление, как действовать в ближайшие 3 года.

Уже определено, что к 1 сентября 2021 года 7 новых ресурсных классов будут открыты в 7 районах города. Через год они появятся еще в 4 районах. А к 2023 году ресурсных классов будет уже не менее 27. Как заметила Анна Грубская, важно, чтобы родители обращались в соответствующие инстанции за год-два до предполагаемого зачисления детей в первый класс.

Тогда у района и школы будет достаточно времени, чтобы создать материальную базу и подготовить специалистов для работы ресурсного класса. Ведь для появления такого класса в школе необходимо решить ряд задач: создать комфортное образовательное пространство в школе, организовать повышение квалификации учителей и, что особенно важно, провести определенную работу с нормативно развивающимися детьми и их родителями. Кстати, сейчас в подавляющем большинстве школам удается решить вопрос корректного отношения нормативных детей с детьми с РАС.

Перспективным направлением в обучении детей с аутизмом в петербургской системе образования также считают образовательное сопровождение с дошкольного возраста. Пилотным в реализации этого проекта стал Фрунзенский район. Здесь уже есть успешный опыт взаимодействия детского сада и школы. И сейчас ведется работа над тем, чтобы такая преемственность в работе образовательных организаций была обеспечена в каждом районе города. Дети с РАС в этом случае попадают на контроль еще в раннем возрасте, когда ходят в группы комбинированного вида и развиваются вместе с другими сверстниками.

Об успешности работы ресурсных классов можно будет говорить по окончании детьми учебной программы. Первых выпусков еще не было, однако положительная динамика уже наблюдается. Например, некоторые дети через полгода-год обучения в РК могут спокойно войти в кабинет и присутствовать на уроках. Педагог, видя эту динамику, строит ребенку индивидуальный образовательный маршрут.

Как пояснила Анна Грубская, дефицита учителей, способных работать с особыми детьми, в Петербурге нет. Все РК и коррекционные школы укомплектованы специалистами, в том числе дефектологами, психологами, логопедами и т. д. По мере того открытие новых РК, педагоги будут проходить специальное обучение. Если есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии с описанием сопровождения, то у ребенка с РАС обязательно появится тьютор, которого школа обязана предоставить бесплатно.

По словам Анны Грубской, если родители ребенка-аутиста столкнулись с непониманием со стороны начальника районного отдела образования или директора школы, то им следует обратиться в городской Комитет по образованию. Здесь каждый вопрос будут оперативно рассматривать и искать приемлемое решение.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

 

Справка

Исследователи определили, что аутизм – это нарушение функционирования лобных долей головного мозга, которые отвечают за познавательный процесс. У малыша из-за этого снижен или отсутствует интерес к окружению, к людям. Данная особенность вызывает страх любых перемен, агрессию и непонимание чужих чувств и эмоций. Нарушения приводят и к тому, что ребенок не осознает возможностей речи, общения и многих других процессов.

Правда, существует и еще одна форма аутизма, при которой у больного на фоне общего отставания невероятно развит какой-либо талант, проявляющийся без специального обучения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте