Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Молодая смена

Зачем я это делаю?

Прививка «Шмелем» открывает молодым учителям второе дыхание
Мой профсоюз, №20 от 20 мая 2021. Читать номер
Автор:

Воронежский обком Профсоюза работников народного образования и науки РФ провел ежегодную – шестую по счету – Школу молодого педагога «Шмель». Около 150 молодых учителей со всей области собрались в учебно-методическом центре обкома на базе санатория имени Максима Горького. На этот раз лейтмотивом сбора стал смысл учительской профессии. Руководитель проекта Наталья Тихонова и ее высокопрофессиональная команда то и дело побуждали молодежь обратиться к себе с вопросом: «Зачем я это делаю?»

Сбор «Шмель» проходит ежегодно с 2015 года. Исключением стал прошлый, 2020 год, когда его проведению помешала пандемия коронавируса. Сейчас санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране улучшилась, идет вакцинация против COVID-19, поэтому обком профсоюза принял решение школу все-таки провести. Единственным условием участия молодых учителей в ней стала справка о санитарно-эпидемиологическом окружении.

Как и в прошлые годы, программа ШМП-2021 была очень насыщенной. Обучение «шмелей» начиналось в 7.45, заканчивалось – за полночь.

Открыла школу председатель областной организации Профсоюза образования Тамара Бирюкова. Молодые учителя от профлидера узнали о своих правах и возможностях. В тот же день у них состоялась встреча с заместителем руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Натальей Салогубовой и директором Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион» Натальей Голевой. Затем для участников школы был проведен образовательный квест «Командообразование».

Второй день начался с лекций специалистов обкома профсоюза. Об основных трендах системы образования рассказала заведующая отделом труда и заработной платы Людмила Дорохова, о трудовых правах работников – главный правовой инспектор труда Татьяна Крюкова. Затем были проведены интересные мероприятия «Музей ассоциаций» и «Обмен данными».

«Шмель» пришел в движение. Полетом управляет Наталья ТИХОНОВА

Следующий день практически полностью был отдан под мастер-классы и педагогические мастерские ведущих педагогов региона…

Однако тон «Шмелю», как всегда, задала бессменный руководитель проекта, учитель русского языка и литературы, победитель регионального конкурса «Учитель года»-2001, преподаватель «Другой школы» в «Артеке» Наталья Тихонова.

Во время своего первого общения с аудиторией она, казалось бы, совершенно не к месту, предложила задуматься о причинах агрессивного поведения главного героя рассказа Василия Шукшина «Срезал» Глеба Капустина по отношению к приехавшему из города именитому человеку, его бывшему односельчанину.

Между тем именно учителю так важно в своей работе не допустить того, о чем далее поведала Наталья Сергеевна: «В этом рассказе Шукшин не только показывает жестокость и ограниченность главного героя, но и причину их возникновения в нашем обществе. С Глебом Капустиным всегда обращались как со вторым сортом…» Закончила свою мысль Наталья Тихонова призывом многих религиозных и философских учений: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам».

Юлия СТАРЫХ: «Самое сложное можно объяснить простыми средствами»

Учитель года Воронежской области-2011, преподаватель немецкого языка Юлия Старых в своем выступлении заступилась за тех учеников, кто всегда «на галерке»: «Одному на месте сложно усидеть, у второго – проблема с памятью, третий – медлительный, долго соображает. Все эти дети идут в школу в надежде, что узнают что-то новое. Но уже через пять минут после начала урока они понимают, что ничего не понимают. И так происходит изо дня в день…»

Предваряя вопрос молодых учителей о том, что же им делать, она заявила: есть два пути. Первый – смириться с существующим положением вещей и просто выполнять свою работу. Второй – попытаться достучаться до проблемных учеников. То, что второй путь все-таки предпочтительнее, Юлия Владимировна подтвердила цитатой из книги «(Не) Зачем (не) идти в школу?» российского педагога, директора Института Неформального образования (INO) Димы Зицера: «Если я не понимаю, зачем иду в школу и что там для меня хорошего и важного, я приучаюсь не жить, а существовать, тащиться по жизни, я приучаюсь к тому, что жизнь – это такое убийство времени».

Увлечь учеников (в том числе и проблемных) можно интересными уроками. Секретами того, как сделать уроки таковыми, с молодыми учителями на своих мастер-классах поделились учитель года Воронежской области-2007, преподаватель информатики из Рамони Роман Наливкин; учитель года Воронежской области-2012, учитель немецкого и русского языков, литературы, МХК и культуры общения средней школы №75 Советского района Воронежа Евгений Древаль; учитель года Воронежской области-2019, учитель русского языка и литературы средней школы №80 Коминтерновского района Воронежа Анастасия Василевская; директор, учитель информатики Березовской средней школы имени Героя Советского Союза Г.А.Рубцова Аннинского района Игорь Натаров.

Запала мысль, высказанная Евгением Древалем: инновационность урока определяется отнюдь не применением новых методик и технологий, не нагромождением современных средств обучения, а заложенным в него смыслом. Напротив, «типичным каменным веком» Евгений Александрович назвал распространенную в настоящее время практику – «когда учитель устраняется, модерирует урок, как это модно сейчас говорить, подменяет его квестом». Состоявшийся учитель так напутствовал молодежь: нужно отказаться от всего лишнего и провести урок. «И если вам это понравится, – заключил Древаль, – вы добьетесь успеха».

Роман Наливкин во время своего мастер-класса вместе с молодыми педагогами пофантазировал на тему модели урока: на урок математики, например, можно посмотреть как на задачу или теорему, на урок химии – как на катализатор или периодическую систему Менделеева, на уроки английского языка и географии – как на путеводитель, на урок биологии – как на клетку, экосистему, пищевую цепочку (тут Наливкин пошутил: «Чтобы узнать, кто кого во время урока съест!», что вызвало взрыв смеха в зале). Правда, завершение обсуждения оказалось неожиданно грустным. «Мне кажется, что большинство уроков у нас, – заметил Роман Сергеевич, – это физкультура. Равняйсь! Смирно! Делайте упражнение!».

В 2019 году Школа молодого педагога завершилась оригинальным спектаклем, автором которого выступила куратор одной из учительских команд, учитель истории и обществознания Елена Недикова. Примечательно, что вскоре после этого ее жизнь изменилась: она была избрана председателем Совета молодых педагогов, созданного при обкоме профсоюза, и устроилась педагогом-организатором в центр «Орион» – туда же, где трудится старшим методистом Наталья Тихонова. На ШМП-2021 Елена Недикова курировала проведение всех вечерних дел. И успешно справилась, доказала, что и это ей по плечу: три спектакля за полных три дня школы, отличительной чертой которых стала высочайшая степень участия – каждый из молодых учителей выходил на сцену по нескольку раз.

Спектакли первого и третьего дней («Смотрите, кто пришел!», «Человеку нужен человек») объединило то, что в них так или иначе обыгрывались все интересные задания, которые в рамках ШМП-2021 выполняли учителя.
Но наиболее ярким стал спектакль второго дня, получивший название «Театр.doc». В первом действии через сцену по очереди прошли все (!) молодые учителя, задерживаясь буквально на несколько секунд, чтобы в трех – пяти словах что-то сообщить о себе: «Я – пятое поколение учителей в своей семье», «Я мечтаю полететь в космос», «Я не представляю свою жизнь без турецких сериалов», «Я терпеть не могу ТикТок», «Я люблю плести косы» и так далее. Самое удивительное было в том, что почти из 150 человек никто не повторился!

В других действиях педагоги выходили на сцену группами. В тестовом режиме они отвечали на вопросы Елены Недиковой (как вы справляетесь со стрессом? как часто вы ходите в театр? и другие). Варианты ответов разными цветами выводились на большой экран, от учителя же требовалось только поднять штандарт соответствующего цвета.

Были вопросы (кто испытывает страх перед учениками, кто хочет уйти из профессии?), на которые учителя отвечали, можно сказать, анонимно – при погашенном в зале свете поднимали смартфон с включенным фонариком.

При озвучивании еще нескольких посылов («Я боюсь обратиться за помощью к администрации школы», «Кто думает, что через 5 лет станет директором?») педагоги группировались вокруг штандартов с надписями «Я» и «Не я».

В поисках оригинальных форм из традиционных материалов

Когда участникам сбора предложили воспользоваться «Открытым микрофоном», желающих подняться на сцену оказалось не так много – некоторые предпочли говорить с места, но почти каждого зал поддерживал дружными аплодисментами («Сложнее работать не с детьми, а с родителями», «Очень хотелось бы, чтобы администрация школы поддерживала, а не топила», «Хочу побыстрее погасить ипотеку» и так далее). Особенно же громко аплодировали педагогу, который высказал давно у всех наболевшее: «Я очень хочу, чтобы учителям, наконец, подняли зарплату».

Вроде бы, все происходящее на сцене было просто и незамысловато. Но впечатление от «Театра.doc» у меня осталось, как от масштабного исповедального полотна…

Когда мы вместе с председателем областной организации профсоюза Тамарой Бирюковой и руководителем проекта Натальей Тихоновой уже двигались к выходу из актового зала санатория, к нам подбежала худенькая кареглазая девушка и сказала: «Благодаря Школе молодого педагога я остаюсь работать в школе. Спасибо вам за это огромное!» Растроганная Тамара Андреевна, глядя вслед молодому педагогу, заключила: «Вот ради таких моментов и следует проводить школу».

Людмила ТОРЕЕВА


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt