Пять финалистов боролись за право представлять Нижегородскую область на Всероссийском «Учителе года-2012»: два словесника из Нижнего Новгорода, учитель начальных классов из Шахунского района, биолог из поселка Центрального Володарского района и преподаватель технологии из города Лукоянова.
Победа – это талант, опыт плюс знания, помноженные на артистизм
Финал включал в себя всего два конкурса: мастер-класс и педагогический экспромт с заданием и участие в круглом столе образовательных политиков. Темы, которые выбрали конкурсанты для своих мастер-классов, не отличались большой оригинальностью, новизна заключалась в подаче материала. Так, мастер-класс Ирины Гусевой, учителя начальных классов Шахунской гимназии, был посвящен сохранению здоровья, формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. Свое педагогическое кредо – обучение через игру – она продемонстрировала на практике, легко и органично включив в мастер-класс весь зал. Ирина Викторовна сумела так заразить публику своим оптимистичным настроем и позитивной энергией, что от грустных мыслей, если они у кого-то и были в этот солнечный апрельский день, не осталось и следа. Каждое появление Ирины Викторовны на сцене зал встречал улыбками. Ее экспромт – презентация о Козьме Минине – тоже прошла весьма удачно. По итогам всех трех этапов Ирина Гусева заняла второе место. На третьем месте по сумме баллов оказалась биолог из школы №45 поселка Центрального Володарского района Мария Викторовна Шуклина. Ее мастер-класс был посвящен проблемам экологии, в частности энергосбережению. Она тоже умело использовала интерактивные методы работы с аудиторией, но ее экспромт, посвященный победе русского войска на Чудском озере, показался жюри менее интересным.
Дмитрий Сычев, учитель технологии из Лукояновской школы №5, не вошедший в тройку призеров, по праву завоевал приз зрительских симпатий. Его самоирония и подкупающая искренность, с которой он говорил о самых серьезных проблемах, сразу же нашли отклик в сердцах публики. С начала и до конца он оставался самим собой – таким же, каким его знают и любят в своей школе. Было видно, что он общается с членами жюри и залом так же, как со своими учениками и коллегами. Демократичный стиль и самодостаточность, отсутствие страха перед вышестоящим начальством (а в жюри сидело много чиновников самого высокого ранга, председательствовал сам министр образования Сергей Наумов) у многих зрителей вызвал симпатию и уважение.
Очень интересным многим показался мастер-класс учителя литературы школы №156 Анны Леонидовны Латухиной. С помощью зала она продемонстрировала, как можно на уроке литературы сделать фонемо-семантический анализ поэтического текста. Соединение звука и его буквенного выражения с цветом для многих стало открытием. К сожалению, во время экспромта Анна Леонидовна из-за волнения не смогла проявить в полную силу свои педагогические возможности, и ей не хватило баллов до призового места.
Блестяще, на высокой профессиональной ноте прошла все испытания учитель нижегородской лингвистической гимназии №13 Людмила Владимировна Печникова. Удачно выбранная тема для мастер-класса, глубокое знание теории литературы, артистизм, обаяние, большой опыт публичных выступлений не могли не дать результата. Людмила Владимировна обошла всех остальных участников с большим отрывом.
Мнения жюри и зала на этот раз совершенно совпали (что бывает, увы, не всегда). Опрос, проведенный группой независимых экспертов во время подведения итогов профессионального жюри, показал, что 97 процентов опрошенных уверенно поставили Печникову на первое место.
«Моя победа – это заслуга и моих учеников, и коллег, и, конечно, моего профессионального опыта. В конкурсе «Учитель года» я участвую уже третий раз, и каждый раз открываю в себе что-то новое, совершенствуюсь, – призналась Людмила Владимировна. – Не могу не выразить огромной благодарности своим учителям. Мне очень повезло, что в свое время меня учили талантливейшие люди, ставшие для меня образцом во многих отношениях. Это педагоги 40 лицея Наталья Максимовна Квасюк (к сожалению, ныне уже покойная) и Татьяна Константиновна Лагурашвили, лучший словесник лицея. Когда я пришла работать в гимназию №13, моими коллегами и наставниками стали Мстислав Исакович Шутан и Марианна Юрьевна Борщевская. Их знают и уважают все нижегородские словесники. Так что мне было на кого равняться в профессии».
Теперь Людмиле Владимировне предстоит готовиться к участию во Всероссийском финале. Хорошо, что впереди еще целое лето. И хорошо, что призовой фонд на этот раз заметно увеличился по сравнению с предыдущими годами (премия за первое место составила 100 тысяч рублей, 80 и 60 тысяч – за второе и третье соответственно, кроме того, все участники финала получили по 5 тысяч рублей от обкома профсоюза). Кроме того, Законодательное собрание Нижегородской области выдало победителю учительского конкурса сертификат на 30 тысяч рублей именно для подготовки и участия во Всероссийском финале. Все это должно помочь участнику от Нижегородской области хорошо выступить осенью в Липецке.
Всего в областном конкурсе приняли участие 35 учителей. В регионе 52 территории (это районы и городские округа), но только 22 района и городских округа выставили на областной конкурс своих педагогов. Низкая активность объясняется несколькими причинами: для многих педагогов нежелателен дополнительный стресс, совпадающий по времени с подтверждением категории. Кроме того, многие руководители образовательных учреждений и даже управленцы связывают участие в конкурсах с дополнительными материальными и моральными издержками. В настоящий момент к ним готовы далеко не все районы.
Вера Кострова
Фото автора
Комментарии