В мае школьников не так легко усадить за учебники – весна, предчувствие каникул. Зато чудеса усидчивости демонстрируют начинающие учителя, слушатели наших курсов. Спасибо всем за отклики! Остальным напоминаем – присоединиться к выполнению заданий еще не поздно. Занятия опубликованы в 14-м, 15-м, 17-м номерах “УГ”.
Курсы молодого учителя
Текущее повторение
Занятие 6
рактическая педагогика накопила множество приемов проведения текущего повторения, то есть повторения, направленного на запоминание материала. Интерес практиков не случаен: он зиждется на свойствах кривой забывания. Мы уже видели (см. занятие 4), что если материал сложен, а межпонятийные связи не реализованы, то кривая идет ниже; если же преподаватель позаботился об осмыслении материала учащимися, реализовал связи между понятиями, то уровень кривой повышается. Однако было бы ошибкой думать, что достаточно лишь осмысления материала. В тех школах, где способности и мышление противопоставляются кропотливому труду и памяти, велико количество нерадивых и претенциозных учеников. Если в школе появляется учитель, ратующий за “обучение без домашних заданий”, то это оборачивается настоящим бедствием для его учеников: вначале они теряют элементы знаний, затем системность, затем не могут освоить и новый материал. Тем не менее даже в педагогической прессе иногда появляются статьи, направленные против повторения, иногда даже в отделах образования поддерживают учителей-“маяков”, работающих без домашних заданий.
Обратимся к основной закономерности текущего повторения (см. график зависимости воспроизводимого учащимися материала от времени, прошедшего после обьяснения).
Повторение можно проводить через небольшой (до двух дней) промежуток времени после обьяснения материала – в неотсроченном режиме либо через длительный промежуток – в отсроченном режиме. В первом случае забыто меньше, и меньше соответственно затраты времени на восстановление забытого. Если построить кривые забывания для обоих случаев, то они пересекаются, и после точки пересечения выше идет кривая неотсроченного повторения. Другими словами, неотсроченное повторение экономнее по времени и эффективнее по результатам, чем отсроченное. Эта закономерность открыта немецким психологом Германом Эббингаузом и является основной закономерностью текущего повторения.
Вот почему опытные педагоги не пренебрегают текущим повторением, вот почему в школах и вузах США итоговая оценка учитывает не только результат экзамена, но и работу в течение учебного года, вот почему нашими педагогами накоплен громадный арсенал видов и приемов работы для текущего повторения. Остановимся подробнее на некоторых пунктах этого открытого перечня.
Закрепление на уроке:
краткое повторение нового материала,
просмотр материала в учебнике,
выписывание тезисов,
акцентировка главного,
акцентировка взаимосвязей в материале.
Выдача домашних заданий:
с комментированием,
с выбором варианта задания.
Домашняя работа:
чтение учебника,
использование плана,
составление плана,
письменные ответы на вопросы,
формулировка вопросов по изучаемому материалу,
анализ структурно-логических схем,
взаимопомощь учеников.
Опрос на уроке:
индивидуальный,
с устным комментированием,
магнитофонный,
с предварительной подготовкой,
с опорой на план,
с опорой на наглядность,
с опорой на структурно-логические схемы,
“тройкой”,
фронтальный устный,
фронтальный устный, программированный,
фронтальный с использованием лингафонного или компьютерного оборудования,
в процессе беседы,
в процессе дискуссии,
с взаимоконтролем учащихся,
письменный пятиминутный,
письменный, более глубокий,
письменный самодифференцированный,
по карточкам,
тестовый альтернативный,
тестовый с конструируемыми ответами,
с перфокарточками,
путем взаимопроверки домашних работ,
путем взаимопроверки самостоятельных работ,
путем анализа спроецированных на экран ошибочных решений,
путем письменного комментария письменных работ.
Закрепление на уроке можно разнообразить, если ученики класса отличаются любознательностью и прилежанием. Если же ученики инертны в учебе, то наиболее эффективно использовать просмотр материала в учебнике непосредственно после обьяснения. Это поможет лучшей ориентировке учеников при выполнении домашнего задания.
В расчете на какого ученика – сильного или слабого – должно выдаваться домашнее задание? Здесь уместно еще раз упомянуть о соотношении Хельмута Кляйна (см. также занятие 2) – 1:6. Таково отношение времени, затрачиваемого на подготовку домашнего задания сильным и слабым учеником. Следствие этой закономерности – необходимость выдачи дифференцированных домашних заданий. Кстати, хронометраж уроков показывает, что опытные учителя тратят на комментирование дифференцированных домашних заданий 3-4 минуты, рассматривая его как эффективную форму повторения. У начинающих же учителей дифференцированное задание используется очень редко.
Опрос на уроке – это не столько контроль знаний, сколько одна из разновидностей текущего повторения. Это хорошо понимают лишь наиболее опытные учителя. Хронометраж показывает, что на их уроках опрос имеет две фазы: вначале опрашивается сильный ученик, и весь класс слушает его ответ; затем класс выполняет небольшую (4-5 минут) письменную работу, во время которой учитель прослушивает ответы слабых учеников.
Из многих разновидностей опроса следовало бы подчеркнуть важность тех, где используются различные опоры (наглядность, план, структурно-логические схемы и другие свертки информации), где есть место деловому общению учеников в микрогруппах, где повышается частота опроса.
Так при опросе “тройкой” к доске вызываются три ученика одновременно. На заданный вопрос отвечает первый из них, второй добавляет или исправляет ответ, затем их ответы комментирует третий. Здесь достигается не только экономия времени, но и состязательность.
На уроках астрономии и других предметов, на изучение которых отводится малое количество уроков, используются письменные самодифференцированные работы. Текст задания содержит 5-6 вопросов разной сложности, из которых учащиеся выбирают по два. При этом они знают, что ответы на легкие вопросы оцениваются тройкой; с повышением сложности вопросов и качества ответов повышается отметка.
Представляет интерес и составление вопросов учащимися. Эти вопросы можно использовать по-разному – от комментирования учителем до организации КВН.
Задания
1. При малом количестве уроков в неделю частоту упражнений можно повысить несколькими способами:
концентрируя внимание на нескольких учениках, которые в этом наиболее нуждаются;
используя работу учеников в микрогруппах из 2-4 человек;
увеличив количество уроков в неделю путем последовательного изучения 2-3 учебных предметов.
Подумайте о возможностях применения каждого из этих способов в вашей работе, посоветуйтесь со старшими коллегами, с заместителем директора школы.
2. Используя дифференцированные домашние задания, сравните трудность избираемых учениками заданий с отметками по вашему предмету. Обратите внимание на тех учеников, у которых обнаружится расхождение этих показателей.
3. Используя двухфазный опрос или работу в микрогруппах, оцените их влияние на сильных, средних и слабых учеников.
Всеволод ЗАЙЦЕВ
Будущее
Под сенью белого крыла
ринарядить бы ради такого праздника Невский проспект… Ну хотя бы тот уголок с рекой Мойкой, на который выходит краешком своим здание двухсотлетнего юбиляра – герценовского педагогического, а если по-нынешнему – Российского государственного университета имени А.И.Герцена. Перекинуть бы через центральную городскую магистраль броский транспарант: “200 лет петербургской школе”. Так, чтобы встрепенулся Невский со всеми его многолюдными перекрестками. Чтобы стал заметнее на нем двадцатитысячный поток студентов, спешащих кто через ворота у Казанского собора, кто с Гороховой, кто с Мойки в старинный мегаполис, вмещающий двадцать с лишним факультетов (некоторые, правда, расположены и в других районах города). В конце концов нынешнее двухсотлетие – юбилей всей петербургской школы. Если около 80% учителей города – выпускники РГПУ, значит, каждый сегодняшний школьник в той или иной мере – воспитанник герценовца, как и почти каждый из родителей. Но… У городских властей то ли фантазии не хватает, то ли любви и интереса к собственной альма-матер.
Мы можем иметь тысячи претензий и к школе, и к ее главному вузу, можем многое критиковать, иронизировать, но эти упреки всегда должны быть продиктованы теплой заботой, тревогой, сознанием, что педагогический университет – такая же важная часть духовной жизни города, как Эрмитаж, Русский музей, Пушкинский дом.
В семидесятых этот вуз был приютом многих неформалов – с поэтами в кочегарке, художниками на ставке дворника, дерзкими бардами в студенческом клубе. И не вина его, а общая наша беда, что последние годы оказались тише и беднее студенческой инициативой и самодеятельностью.
Но преподаватели, ученые, которые здесь трудятся, как раз в последние годы жили особенно напряженно, отрабатывая новую модель вуза с многоуровневой ступенчатой структурой, широчайшей палитрой специальностей. Интеллигенция есть! Хочется перечислить поименно, поздравить, поблагодарить. Но особенно выделять кого-то из преподавателей было бы несправедливо, а назвать всех – так их же полторы тысячи! 220 профессоров, почти 900 доцентов. Каждого чествуют в эти дни благодарные ученики, единомышленники, друзья.
Спасибо юбилею – он все-таки стал счастливым поводом для некоторого оживления студийной, клубной работы. Возродилась знаменитая “Математическая опера”, театр факультета дефектологии, появился педагогический клуб. Что же касается звонкости праздника, герценовцы, а именно оргкомитет юбилейных торжеств под руководством профессора Аллы Тряпицыной, рассудили абсолютно верно: авторитет вуза зависит не от того, насколько громко он сам себя восславит, а от того, какую пользу принесет городу. И придумали целую серию юбилейных акций, получивших название герценовских. От чисто пропагандистских до профессионально значимых, связанных с повышением педагогического мастерства. С особым блеском проводились в этом году традиционные олимпиады. Состав участников их значительно расширился за счет студентов и молодых учителей. Победители получили право не только на зачисление без экзаменов, как обычно, на первый курс, но и в магистратуру, в аспирантуру.
Новая традиция родилась во время студенческой практики: герценовские уроки. Сначала придумали последний урок третьей четверти во всех школах сделать герценовским. Пусть каждый из практикантов, а вместе с ними все преподаватели и выпускники – кто захочет – выбирают любимую тему, связанную так или иначе с родным вузом – будь то его архитектура, история, уважаемые люди, случаи из студенческой жизни, – что угодно, лишь бы вдохновенно, искренне, эмоционально. А получилось так, что дождаться именно последних звонков третьей четверти сумели немногие. Большинство начинали этот урок гораздо раньше и превращали в целую череду встреч, бесед, песенных вечеров, походов. Потом была итоговая пресс-конференция, на которой представители школ вместе с руководителями Комитета по образованию решили сделать герценовские уроки ежегодными, традиционными.
Еще одна идея “на века” – публичная защита дипломных работ “РГПУ-городу”. Вспоминая экзамен, который сдавал юный Пушкин в присутствии Державина, оргкомитет юбилейных торжеств предложил некоторые работы, имеющие общегородское звучание, выносить на защиту с участием видных общественных деятелей, сотрудников администрации Петербурга, ученых. Присутствовать на таких защитах могут и студенты младших курсов, родители, пресса – все, кому интересно.
Скептикам, привычно поругивающим педагогическую науку за академизм и оторванность от ежедневного учительского труда, придется согласиться, что по крайней мере в последние пять лет изменения произошли колоссальные. Когда все более-менее сильные школы начали создавать свои концепции, программы, потребность в научном руководстве оказалась настолько велика, что кафедра педагогики стала буквально захлебываться под напором неслыханного спроса. Сотрудничество ученых, аспирантов, даже студентов-дипломников со школами приобрело масштабы не городского, а российского размаха. Так что сейчас речь идет уже об укрупнении, о сотрудничестве с целыми районами, о создании проблемных научно-практических обьединений. То есть место науки в жизни школ определяется не на период создания отдельной программы, концепции, но, хочется думать, навсегда.
Но годы тесного сотрудничества с новой силой поставили и многие “вечные” вопросы. Скажем, что же все-таки следует считать результатом педагогической деятельности? За что должен отвечать учитель, а что все равно остается за пределами его возможностей? Только за знания? Умения и навыки? Или какие-то качества личности должны воспитываться все-таки именно в классе, на уроке, в общении с педагогом? Тогда какие? От этого зависит осознание учителем своего реального вклада в жизнь общества Будущего. И если зарубежные коллеги уверены, что общественное сознание формирует в первую очередь экономика, отечественные романтики, в частности, ректор университета Геннадий Бордовский уверен, что первое место принадлежит образованию. Его качество и есть результат педагогического труда. Правда, тогда в свою очередь нужно разбираться с тем, какими показателями определяется это качество. Может быть, правильнее согласиться, что задача учителя – вселить в человека веру в свои силы, разбудить энергию ума, помочь овладеть началами наук без страхов, комплексов, срывов… Но можно ли такую проблему назвать узкопрофессиональной педагогической? Привлечь к ее обсуждению философов-психологов, родителей старались герценовцы, проводя конференцию, посвященную результативности педагогической деятельности.
Та же задача – всколыхнуть общественность, привлечь внимание к проблемам детства широкого круга петербуржцев – решалась на конференции “Социальное сиротство на пороге XXI века”. Но центральной темой года, своеобразным его лейтмотивом остается подготовка к международному коллоквиуму “Учитель XXI века”, который проводится совместными усилиями многих организаций. Уже сформированы научно-практические коллективы из педагогов разных стран, которые будут рассматривать магистральные проблемы воспитания, важные для всех народов мира.
Осмысление роли учителя в современном мире, его возможностей, обязанностей происходит уже сейчас, когда все участники коллоквиума готовят свой вариант клятвы, которую, как врачи, должны, по мнению многих, давать и педагоги. Одно название ее, предложенное коллегами из Германии, – “Клятва Сократа” – вызвало в педагогическом университете дебаты, вполне достойные отдельного форума.
И если остается у герценовцев, много поработавших в этом году, ощущение недостаточности внимания, интереса к их усилиям со стороны городских властей и широкой публики, может быть, это не так уж плохо? Может быть, неудовлетворенность станет стимулом для нового взлета? В конце концов великие предшественники, чьи имена украшают стены почтенного вуза, всегда только мечтали об обществе, центром внимания которого могли бы стать школа, образование, развитие человеческих способностей. В реальности такого общества еще не существовало. И пока символическая птица еще осеняет своими белыми крылами педагогический университет, пока живут на свете люди, оберегающие и очеловечивающие детство, будем надеяться, будем мечтать!
Нина ПИЖУРИНА
Санкт-Петербург
Комментарии