Курсы молодого учителя
Занятие 8
Важна не длительность, а частота
Умения рассматривают обычно как функционирующие знания и подразделяют на элементарные и сложные. Элементарные умения можно довести до уровня навыка, когда действие выполняется автоматически. Для сложных умений это исключено.
Закономерностью формирования умений является существование технологической цепочки:
ЭУ -> ЭН -> СУ
Смысл ее заключается в том, что элементарные умения успешнее включаются в состав сложных, если они доведены до уровня навыка. В соответствии с этой закономерностью построена дидактически целесообразная система усвоения умений. Она содержит шесть видов упражнений: предварительные, вводные, пробные, тренировочные, творческие и контрольные.
Предварительные упражнения служат для актуализации опорных знаний, умений, то есть тех, которые были освоены ранее и находятся во взаимосвязи с изучаемыми на данном занятии. Например, при изучении решения квадратных уравнений имеет смысл напомнить, как решаются линейные уравнения. Предварительные упражнения не должны занимать много времени и, как правило, выполняются коллективно – с использованием классной доски или статической проекции.
Вводные упражнения могут быть двух назначений: либо для теоретического пояснения, либо для показа действия. В том и другом случае они выполняются учителем. Коллектив учеников может принимать участие в обсуждении обьясняемого материала.
Пробные упражнения нужны для профилактики ошибок. Традиционно они выполняются всеми учениками одновременно при последующем сравнении результата с полученным на классной доске. Есть и другие возможности проведения пробных упражнений, например, с проецированием на экран решения, содержащего ошибку, которую предлагается найти. В любом случае пробные упражнения выполняются под контролем учителя.
Тренировочные упражнения, необходимые для доведения элементарных умений до уровня навыка, выполняются, как правило, индивидуально и в домашних условиях. Закономерность выполнения тренировочных упражнений: важна не столько их длительность, сколько частота. Начинающие учителя, не зная об этом, проявляют нетерпеливость, пытаются как можно быстрее сформировать навыки, увеличивая обьем тренировок. Это приводит лишь к переутомлению большинства учеников и к возникновению отрицательного отношения к учению. Необоснованна и другая крайность, когда учитель вовсе пренебрегает формированием навыков: этим осложняется в дальнейшем работа над сложными умениями.
Творческие упражнения могут быть разными по характеру, но в технологической цепочке они имеют вполне определенное назначение: включение элементарных навыков в состав сложных умений. Выполняются, как правило, индивидуально.
Контрольные упражнения могут быть либо такими же, как тренировочные, либо как творческие. Это зависит от того, что контролируется: сформированность элементарных навыков или включение их в состав сложных умений.
Если для первых двух разновидностей упражнений целесообразно изготовление транспарантов и применение кодоскопов, то для последних трех, выполняемых индивидуально, нужна разработка комплектов карточек.
Если при работе в слабых классах формирование и совершенствование умений подвигается очень медленно, надо посмотреть, не допущены ли методические ошибки. Остановимся на некоторых из них.
Наиболее часто встречается при формировании элементарных навыков несоблюдение ежедневности тренировок. Каждый день, проведенный без упражнений, ухудшает результаты работы. Надо принять как непременное правило: хотя бы пять минут тренировки, но каждый день.
В классе ежедневно надо вести учет результативности работы. Допустим, из 30 учеников действие самостоятельно и быстро выполнили: в первый день – всего 10, во второй – 14, в третий – 17, в четвертый – 19, в пятый – 20, а дальше рост прекратился. Что делать? Попробуйте удвоить частоту упражнений, проводя их малыми порциями в начале и в конце урока. Это может быть полезным для ребят с ослабленной памятью.
Если и это не помогает, а дальнейшее увеличение частоты тренировок требует больших затрат времени учителя, то можно подключить в помощь сильных учеников, закрепив за каждым из них слабого.
При формировании сложных умений надо обратить внимание на состояние составляющих его элементарных навыков. Так, выполнение сложных арифметических примеров зависит не только от знания порядка действий, но и от того, делает ли ученик ошибки, связанные с неразвитой оперативной памятью (тогда нужны специальные упражнения по ее развитию), не забыл ли таблицу умножения и т.д.
В ряде случаев требуется усиление механического запоминания (исторические даты, запас слов при изучении иностранного языка, обозначения физических величин и единиц их измерения, обозначения химических элементов, таблица умножения, правильное написание словарных слов, тригонометрические формулы и др.), можно успешно использовать сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки. Ниже приведены в качестве примера образцы сорбонок для разных предметов.
Задания
1. При формировании и совершенствовании какого-либо умения по своему предмету разработайте все шесть упражнений, входящих в дидактически целесообразную систему.
2. Если у вас недостаточно дидактических материалов для формирования умений, обратитесь к опытным коллегам с просьбой скопировать те, что есть у них.
3. Если какое-то умение медленно формируется, разложите его на простые составляющие и проанализируйте, какое из элементарных умений не доведено до автоматизма. Предложите соответствующее тренировочное упражнение, сформируйте элементарный навык, а затем вернитесь к формированию сложного умения.
4. Если при формировании умений обнаружатся трудности механического запоминания, то попробуйте изготовить и использовать сорбонки.
Занятие 9
От простого к сложному
Опытные учителя выделяют 10-15 минут на каждом уроке для применения знаний и умений, располагают большим количеством дидактических материалов как для организации самостоятельной работы учеников, так и для работы в микрогруппах по 2-4 человека.
Различают стандартное и творческое применение знаний. О стандартном применении существуют разные мнения. В дидактическом плане оно предшествует творческому применению, поэтому иногда его называют первичным. Отличительной чертой стандартного применения является использование правил, алгоритмов – и с этой точки зрения его следовало бы называть алгоритмическим. Некоторые педагоги считают его “задалбливающим”, лишенным творчества. На самом деле алгоритмическое применение следовало бы рассматривать как ознакомительно-творческое, приобщающее к результатам поисков предыдущих поколений. Пока не было соответствующего алгоритма, даже деление многозначных чисел представляло творческую задачу, посильную лишь отдельным ученым; после разработки алгоритма оно стало примитивным упражнением для школьников.
В последние годы распространились попытки “перепрыгнуть” через алгоритмическое применение, быстрее заняться формированием творческих способностей. Однако чудеса происходят редко. Школа 50-х годов последовательно, системно осваивала разные типы алгоритмически решаемых задач и упражнений – и добивалась больших успехов. До сих пор задачники того времени пользуются признанием педагогов, хотя давно стали букинистической редкостью. В чем причина их успеха? Отнюдь не в “консерватизме учителей”, как иногда думают. За сорок лет сменились два поколения учителей, они испробовали множество учебников разных авторов, но успехом пользовалось лишь то, что соответствовало существующим законам обучения:
прежде чем учить творчеству, надо освоить стандартные задачи и соответствующие алгоритмы;
при этом освоении надо идти “от простого к сложному”; об этой закономерности знали еще Я.А.Коменский и А.Дистервег.
Применение знаний осваивается не только при выполнении упражнений и решении задач, но и при выполнении обучающих лабораторных заданий, практикумов, при работе в школьных мастерских и на пришкольном участке, в процессе взаимопомощи и взаимопроверки работ учениками.
Выдача алгоритмических предписаний может быть организована по-разному, например при выполнении лабораторных работ, практикумов обычно используются устные инструктажи или письменные инструкции; при работе в 5-6-х классах хорошо зарекомендовали себя тетради с печатной основой. Возможно также проецирование алгоритмических предписаний на экран с помощью кодоскопа.
Творческое применение знаний и умений многогранно: оно опирается на освоенные ранее мыслительные операции, полученную информацию, подкрепляется способностями и волевыми качествами, сопровождается усилением эмоций. Центральную, фиксирующую функцию здесь играет воображение. При обучении творческому применению задания подбираются так, что постепенно уменьшается в них доля алгоритмического и усиливается роль интуиции.
Перечень видов и приемов работы, используемых для обучения творческому применению, чрезвычайно разнообразен и не исчерпывается приведенным ниже:
предвосхищение (антиципация) при чтении текста; анализ проблемных ситуаций; написание творческих рефератов; дискуссии и КВН; “мозговая атака”; решение задач несколькими способами; задачи с неполными данными; задачи на внутрипредметные и межпредметные связи; творческие лабораторные задания; самостоятельное или групповое изготовление моделей и приборов; задания, предполагающие использование исследовательских подходов: движение мысли от максимума информации, метода аналогий, метода выдвижения и исключения гипотез, статистической обработки, применения компьютерных программ.
Ограничимся здесь двумя примерами заданий: на движение мысли от максимума информации и на исключение гипотез.
Пример 1.
В треугольниках, приведенных на рисунке, заданы отрезки b и a, углы a и b. Определить отрезок d.
Неизвестный отрезок входит в левый и правый треугольники, но попытки учеников рассмотреть их кончаются неудачей: оба треугольника имеют по два данных, то есть решение этим путем невозможно.
Решение надо начинать с рассмотрения большего треугольника, в котором три известные величины: две стороны (a и b) и один угол – a.
Пример 2.
U-образная стеклянная трубка с водой обмотана изолированной проволокой, по которой пропускают электрический ток. Уровень воды несколько повышается. Какова природа явления?
Решение этой задачи требует последовательного применения “мозгового штурма” для выдвижения гипотез (например, о тепловом расширении воды, о возможности выделения пузырьков растворенных в воде газов, об определенной ориентировке цепочек n *(H2O) под действием электромагнитного поля и др.). Исключение гипотез в случае этой задачи проводится экспериментальным путем.
В педагогической литературе стыдливо замалчивается вопрос о возможных негативных следствиях творческого применения знаний. А они существуют: это и нарушение принципа научности и доступности (пренебрежение доступностью), это и нравственный урон, связанный с появлением комплекса неполноценности у одних учеников и гипертрофированной самооценки у других. Некоторые преподаватели перестают работать с классным коллективом, концентрируя внимание на 1-2 учениках, готовя их (и небезуспешно) к олимпиадам. Моральное “оправдание”, которое они себе находят, состоит в том, что нечего работать с “бездарями”, что небольшое количество талантов более полезно для общества, чем вся эта безликая толпа. Но талантливых ученых у нас великое множество, мы уже обеспечиваем ими (бесплатно!) зарубежные страны, у нас разработано много перспективных технологий, а вот осваивать их некому. Поэтому учитель, подготовивший в своем классе два десятка учеников для поступления в технический вуз, несравненно полезнее того, кто “ищет гениев”.
Снижение доступности обучения не требует отказа от творческого применения знаний. В школах стран, передовых в области образования, стараются усилить общетеоретическую подготовку, вводя такие предметы, как “Мыслительные операции”, “Основы математической статистики”, “Математическую логику” и др.
Задания
1. Пронаблюдайте, сколько времени в среднем тратите вы за урок для применения знаний. Сравните с аналогичными расходами времени у опытных учителей.
2. Просмотрите, по всем ли темам учебной программы вы располагаете дидактическими материалами, наборами карточек для самостоятельной и групповой работы. Если по какой-либо теме карточек недостаточно, попробуйте подобрать набор задач и упражнений, расположив их “от простого к сложному”.
3. Отметьте в перечне видов и приемов работы, используемых для творческого применения знаний и умений, уже освоенные вами. Опишите один из вариантов организации этой работы.
Всеволод ЗАЙЦЕВ
Министерство общего и профессионального образования РФ, “Учительская газета”, ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ совместно с
Республиканским мультимедиа центром (РМЦ)
предлагают серию учебно-методических комплектов “Золотые уроки России” (по материалам конкурса “Учитель года России-96”)
В состав комплектов входят видеозаписи уроков лучших учителей страны и брошюра их научно-методических разработок.
Возможны три различных варианта комплектов:
Вариант 1.
Комплект представляет любой набор кассет, на которых записаны уроки финалистов конкурса “Учитель года России-96” по следующим учебным предметам:
1. Предметы начальной школы, занятия в детском дошкольном учреждении
2. Литература, русский язык
3. История
4. Граждановедение, экономика
5. Французский язык, риторика
6. География, биология
7. Изобразительное искусство, физическая культура
8. Физика, математика
Комплект рекомендуется учителям-предметникам, сотрудникам методических кабинетов.
Вариант 2.
3 видеокассеты, на которых записаны уроки 15 лауреатов конкурса “Учитель года России-96”.
Комплект рекомендуется директорам школ, сотрудникам методических кабинетов, организаторам конкурса “Учитель года” на местах.
Вариант 3.
Видеокассета, на которой записаны основные этапы конкурса “Учитель года России-96”: регистрация, открытие, конкурсные мероприятия, работа психологов, церемония награждения, пресс-конференция с участниками.
Комплект рекомендуется директорам школ, сотрудникам методических кабинетов, организаторам конкурса “Учитель года” на местах.
По вашему желанию возможны любые комбинации вариантов 1, 2, 3.
Пожалуйста, заполните бланк-заказ и перешлите в “Учительскую газету” по адресу: 103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок, 13-15. Редакция “Учительской газеты”.
Контактные телефоны в Москве: (095)923-21-91, 298-81-84.
БЛАНК-ЗАКАЗ
Название организации (полностью)
Адрес организации:
Телефон:
Факс:
Ф.И.О.
Просим принять заказ на учебно-методические комплекты “Золотые уроки России”.
Вариант 1.
Кол-во комплектов Цена одного комплекта 490 т.р.
Отдельные кассеты:
1 2 3 4 5 6 7 8
Цена одной кассеты 70 т.р.
Вариант 2.
Кол-во комплектов Цена одного компл. 220 т.р.
Вариант 3.
Кол-во кассет
Цена одной кассеты 70 т.р.
Брошюра научно-методических разработок
Кол-во брошюр
Цена одной брошюры 16 т.р.
Общая сумма заказа:
(сумма заказа прописью)
(руб.)
Оплата заказа возможна за наличный и═безналичный расчет.
При оптовых заказах скидка.
Платежные реквизиты для безналичного расчета: расчетный счет 190467756 в АБ “Инкомбанк”, филиал “Инком-Знание”, кор.счет 50216100, БИК 044541502. ИНН 7710058015 ЗАО Редакция “Учительской газеты”.
В назначении платежа указать: “за методические материалы, в т.ч. НДС (20%)”
Оплаченные комплекты можно получить со склада в Москве или они будут высланы по почте после поступления денег на р/счет.
Стоимость доставки оплачивается заказчиком дополнительно и в сумму заказа не включена.
Комментарии