Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Общество

115 лет спустя

Знаменитая москвичка вновь на родине
УГ - Москва, №43 от 27 октября 2020. Читать номер
Автор:

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка, приуроченная к 150‑летию со дня рождения Марии Якунчиковой-Вебер (1870‑1902). Это вторая выставка работ художницы в Москве за 115 лет. Предыдущая была лишь в 1905 году. Она была посмертная.

На юбилейной выставке художницы в Третьяковской галерее кураторы Ольга Атрощенко и Елена Теркель объединили произведения в тематические блоки и выстроили экспозицию в соответствии с эволюцией ее творческого пути. Ее наследие оказалось представлено наиболее полно: более 60 живописных работ, около 10 произведений декоративно-прикладного искусства, а также более 60 акварельных этюдов и пастелей. Отдельное внимание уделено уникальным произведениям в технике выжигания, книжной графике и цветным офортам.
Мария Якунчикова родилась 19 (31) января 1870 года в состоятельной купеческой семье, связанной родственными узами с Мамонтовыми и Третьяковыми. Это одна из самых талантливых и в то же время драматических фигур в искусстве конца XIX столетия, эпохи Серебряного века.

Якунчикова стала одной из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование. Сначала она училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем продолжила обучение в Париже – в академии Жюлиана, потом в мастерской Делатра, где в совершенстве освоила технику цветного офорта.

В разные годы жизнь художницы протекала в усадьбах, принадлежавших ее родителям, – Введенском, Мореве, Черемушках, а также в тех местах, где предпочитали отдыхать ее старшие братья и сестры, – Жуковке, Любимовке, Наре, Борке. Большую роль в творческом развитии Якунчиковой сыграла дружба с семьей Поленовых. В зимнее время художница регулярно посещала рисовальные вечера, которые с 1884 года устраивал на московской квартире Василий Поленов. С 1889 года Якунчикова по состоянию здоровья в зимнее время жила во Франции, на лето приезжая в любимую Россию.

Мария с равным успехом создавала картины, акварели, эскизы для вышивок-аппликаций, игрушек и керамических изделий, а также живописные панно в оригинальной технике, разработанной ею на основе приемов выжигания по дереву. В таких работах вместо рисунка использовался выжженный по дереву глубокий и гибкий контур, который затем покрывался красочным слоем.

В ее искусстве осссрганично соединяются элементы импрессионизма и модерна, символизма и зарождающегося экспрессионизма. Якунчикова-Вебер в то же время была в постоянном поиске национальных формы и стиля.
Она выставлялась в России и Европе, ее произведения воспроизводили в крупных художественных изданиях, а созданный ею по заказу Сергея Дягилева эскиз обложки в виде лебедя украсил несколько номеров журнала «Мир искусства».

В экспозиции новой выставки семь тематических блоков, основанных на разносторонних творческих устремлениях художницы. Отдельный раздел экспозиции посвящен стеклянным пластинам с негативами и позитивами, изготовленными мужем Якунчиковой Львом Вебером. Ему же принадлежит авторство знаменитой фотографии художницы у колонны в подмосковной усадьбе Введенское. Кроме того, зрители смогут увидеть уникальные фотографии из фотоархива художницы и ее мужа.

Выставка открыта по 24 января 2021 года включительно. В Инженерном корпусе Третьяковки открыта и другая интересная выставка, которую можно посетить по единому билету вместе с выставкой Якунчиковой-Вебер, – ретроспектива скульптора Сарры Лебедевой (1892‑1967). А там и основная экспозиция знаменитой галереи рядом.

Дмитрий ПАРНОВ, материалы и фото предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt