search
main
0

100 процентов знаний. Даже одного ребенка здесь будут учить от души

Когда педагоги Красноярской средней школы Шербакульского района собирались на областной этап конкурса «Лучшая школа России», в отделе образования им поставили задачу войти хотя бы в тройку лучших. Директор СОШ Ирина Фридриховна Альтенгоф отвечала: «Постараемся». Честно говоря, она-то, отдавшая Красноярской школе почти 40 лет, уверена, что это учебное заведение, безусловно, лучшее в России. А если без скромности, то и в мире.

Красноярка еще лет десять назад считалась лютеранским поселением – в конце ХIХ века эти края стали прибежищем немецких колонистов. Сейчас большинство немцев эмигрировали в Германию. Альтенгофы остались – не пустила их школа. И муж Ирины Фридриховны, и сестра, и сноха работают в Красноярской СОШ. Дочь Елена сейчас учится на третьем курсе Омского государственного педагогического университета. Родители ждут, что она тоже вернется в Красноярку. Кто-то скажет: семейственность, Ирина Фридриховна утверждает: костяк, который всегда искренне любил школу и не бросал ее даже в самые трудные, безденежные годы. И все-таки она сильно сомневалась в успехе: в финал областного этапа вышли двенадцать лучших учебных заведений Омского региона, среди них – очень сильные городские, с которыми трудно тягаться. Но опасения директора оказались напрасными. Красноярская общеобразовательная школа заняла первое место с большим отрывом – горожан обогнали на 10 баллов.

– Этой победой мы доказали, что качество обучения в маленькой сельской школе ничем не хуже, чем в большой городской, – с гордостью утверждает Альтенгоф. – А может быть, и лучше. На мой взгляд, качество вообще не зависит ни от размера, ни от географии. Тут важно скорее другое: отношение к школе и единство действий – педагогов, учеников, родителей. В городе учебных заведений много, а у нас школа – центр села. И большинство жителей относятся к ней как и полагается – считают храмом знаний. У нас немного детей – 189. Причем 45 из них – приезжие из четырех начальных школ окрестных деревень. Но они вовсе не слабые ребята. В этом есть заслуга и нашей школы. Мы шефствуем над начальными, заранее знакомимся с ребятами, стараемся вовлекать их в наши мероприятия – олимпиады, конкурсы. А их педагоги активно работают в наших методических объединениях. Я с полной уверенностью могу сказать – у нас нет ни одного ребенка, которого бы нужно было гнать на занятия. Они идут с желанием учиться – это и есть залог качества.

Кстати, в Шербакульском районе посещаемость больше среднероссийской цифры – 98 процентов. А в Красноярской школе и вовсе 100 процентов. Ирина Фридриховна объясняет это тем, что педагогический коллектив не устает удивлять ребят новинками, изобретая и придумывая, для чего сам неустанно учится. Коллектив СОШ давно и успешно сотрудничает с кафедрой педагогики Омского областного института развития образования, с кафедрой информатики педагогического университета. Красноярские педагоги пишут статьи в областные и федеральные издания, делятся своим накопленным опытом. Впрочем, за опытом омские учителя приезжают и в Красноярку: в местной школе проводятся семинары, совещания районного и даже областного уровня. В Красноярской средней школе – всего двадцать один педагог. Но трое учителей носят звание «Почетный работник общего образования», шестеро имеют высшую категорию. Причем даже «старейшей» учительнице – Галине Федоровне Овчинниковой, преподающей технологию, – еще далеко до пенсии. Потому что средний возраст педколлектива – 35 лет. Так получилось – на место тех, кто уехал в Германию, прибыли «беженцы» из Казахстана, Киргизии, удачно окружив «костяк». Село, в общем, крепкое, но с жильем, как и везде, – проблемы. Тем не менее семеро выпускников за последние десять лет, закончив вузы, вернулись преподавать в родную школу. Исключая директора. Ирина Фридриховна переступила порог школы… тридцать девять лет назад первоклассницей. Потом пришла сюда учителем и вот уже четырнадцать лет руководит учебным заведением.

Весь коллектив работает с одной-единственной целью – создание условий для развития личности каждого ученика. Нынче старое 40-летнее здание своими силами обновили почти полностью, придав ему современный вид. Даже цветы, которыми полны классы и холлы, имеют, по мнению директора, большое значение для качества обучения. И учителям работать приятнее, и детям дышится легче. За всю школьную историю – ни одного исключенного по причине неуспеваемости. Впрочем, и по другим причинам тоже никого не исключали. Только за последние пять лет десять ребят закончили школу с золотыми и серебряными медалями. Выпускники подтвердили знания, поступив в вузы. В эксперимент по ЕГЭ школа включилась в 2005 году. Заняла второе место по химии – как раз по тому предмету, который считается в Омской области «неудачным». Результаты экзаменов по истории и математике оказались в десятке лучших. Катя Завязкина, даже не медалистка, сдала ЕГЭ на 80 баллов. Только пять школьников области сумели показать столь высокий уровень знаний. Все 18 выпускников этого года сели на студенческие скамьи университетов и техникумов. Неудивительно, ученики Красноярской школы – постоянные призеры и победители районных, областных олимпиад по иностранному языку. Елена Альтенгоф, будущий учитель английского, старшеклассницей победила во Всероссийском конкурсе «Юность, наука, культура». Пять учеников СОШ получают губернаторскую стипендию за особые заслуги в учебе.

– Общеобразовательная школа – это начало всего, в том числе и образа своего «Я», – говорит Ирина Альтенгоф. – Модернизация образования – это ведь ориентация не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности. Мы не вбиваем детям в головы науку, мы хотим, чтобы они умели осваивать ее сами. Кроме целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, стараемся формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности ребят, опыт эмоционально-ценностных отношений. Тут, кроме всего прочего, важен контроль над знаниями и умениями. Надо, чтобы дети и контролировали себя сами. Во всяком случае мы учим этому. Результаты обучения проверяются путем проведения и контрольных, и самостоятельных работ, семинаров, дискуссий. Цель обучающего контроля, который мы практикуем, – обучение самоконтролю и самооценке, благодаря которым ребенок становится более защищенным от неверных результатов, поверхностных утверждений. Это помогает более глубокому пониманию предмета, формированию убежденности в том, что сам ученик подверг сомнению, понял и в конце концов пришел к выводу, который готов отстаивать в любой ситуации. В некотором роде это и двигатель обучения.

В Красноярскую среднюю школу действительно никого гнать не надо – ни детей, ни родителей. С самого раннего утра до поздней ночи здесь кипит жизнь. После уроков никто не расходится. Идут занятия в кружках, в спортивных секциях, где занимаются люди и совсем не школьного возраста. В СОШ давно создан волонтерский отряд, члены которого активно пропагандируют среди односельчан здоровый образ жизни, борются с табакокурением, пьянством и наркоманией. Пять лет назад вышел в свет первый номер многотиражки «За школьной партой», которую читает вся деревня. Каждый свежий номер ждут с нетерпением и ребята из окрестных начальных школ. Первый компьютерный класс в Шербакульском районе появился именно в Красноярке, изрядно подогрев интерес детей к новым знаниям. Они создали даже свой сайт в интернете, чем может похвастать не каждое городское образовательное учреждение.

– Мы своей работой заслужили эту честь и ответственность – быть первопроходцами, – считает Ирина Фридриховна. – Нынче к нам после вуза пришел молодой талантливый специалист-информатик Александр Кампф. Так что и по уровню информатизации, думаю, наши ребята не отстанут от мира. Конечно, для того чтобы дети могли получать качественные знания, необходима приличная материальная база. Нам активно помогают местный сельскохозяйственный продовольственный кооператив и несколько омских предприятий. Спонсоров ищем. Родители – люди в основном небогатые. Но ведь и копейка дорога, когда от души. Они сами создали родительский фонд, который многое делает для школы. Не забывают выпускники – весьма состоявшиеся люди: и бизнесмены, и ученые, и начальники всех рангов. Например, про Виктора Боссерта, директора завода РАФ, наверняка слышали? Наш! А на районную Доску почета поглядите. Тоже наши люди!

Сами школьники не сидят сложа руки. На сотне гектаров земли под руководством своих учителей выращивают пшеницу. Вся прибыль от ее продажи идет на развитие материально-технической базы родной школы. А за первое место в областном конкурсе Красноярская СОШ получит миллион рублей в рамках национального проекта «Образование». Планов много – и еще один компьютерный класс хочется, и библиотеку надо расширить, и в недавно устроенный музей еще многое требуется.

– Если даже один ребенок придет в школу, мы будем его учить от души, по-настоящему, – уверяет директор Красноярской СОШ. – Хотя надеюсь, что такого не случится. Село будто переживает второе рождение. Мне приятно, что строить новую Красноярку предстоит нашим выпускникам – образованным и любящим свою Родину. И никуда мы, Альтенгофы, отсюда не уедем. Мне кажется, дети, которые хотят работать для своей страны, и учатся с удовольствием. Так как же я могу поменять этих детей и эту страну?

Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте