Непрерывное образование становится частью профессионального стиля современного учителя. Оно более мобильно и интерактивно. Меняются средства доставки информации, способ ее подачи. У современного педагога сформированы все условия для самостоятельного управления приоритетами своего обучения и развития.
Современная система повышения квалификации должна решать целый спектр задач. Учитель давно не единственный носитель информации для школьника, но может использовать свою роль «навигатора» в образовательном пространстве и в первую очередь обучать навыкам, необходимым для получения и обработки информации, готовя к реальной жизни в современном мире. Очные курсы повышения квалификации могут реализовываться с активным использованием дистанционных технологий, существенно экономя время учителя в условиях столичного мегаполиса. Дистанционный контент должен рассчитываться на использование настольных компьютеров, смартфонов и планшетов и быть адаптивным. С 2017 года навыки работы в информационной среде понадобятся всем без исключения педагогам, чтобы работать в мегапроекте московского образования – Московской электронной школе. Не секрет, что слушатели любых курсов часто бросают их в силу разных, как учебных, так и бытовых или психологических, причин. Международные исследования говорят, что только 7-10% обучающихся заканчивают начатый курс. Исследуя педагогические возможности информационной среды, мы стремимся к тому, чтобы учитель был вовлечен и мотивирован на профессиональное развитие и успешно завершал свое обучение. Умело распределенные уровни интерактивности помогают в этом: сначала они позволяют эмоционально увлечь слушателя, затем вовлечь его в содержательное изучение материала, мотивировать на обучение и удержать его внимание до конца учебы. Наша высшая цель – не только помочь педагогу успешно дойти до конца нашего курса, но и остаться активным членом профессионального сообщества после его окончания.Уровни интерактивности образовательного контента предусмотрены ГОСТами (ГОСТ Р ИСО 14915-1-2010 Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 1. Принципы проектирования и структура ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36-2011 Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка). Формы их бывают: условно-пассивные, активные, деятельностные и исследовательские. Наша информационная среда включает все необходимые элементы для обеспечения указанных форм интерактивности. Степень и уровень интерактивности курса в соответствии с международными исследованиями принято выделять на следующих уровнях: активизации социального взаимодействия, педагогического дизайна образовательного контента, интерактивного взаимодействия с контентом и, наконец, эффекта интерактивности, наступающего после окончания курсов, когда слушатели остаются в саморазвивающемся профессиональном сообществе. Для обеспечения указанного взаимодействия может проводиться целая линейка мероприятий – от мероприятия, направленного на увеличение социального взаимодействия между слушателями до проектирования и дизайна специальных учебных заданий, предполагающих совместную работу слушателей, а также всех форм интерактивного взаимодействия с элементами курсов, включая синхронное аудио-, видеообщение между слушателями и инструктором и между собой. Максимальную эффективность от грамотно выстроенных уровней интерактивности можно признать, если после окончания курса более 75 процентов слушателей продолжают общение в сообществах посткурсовой поддержки, делясь своими победами, достижениями и практическими наработками в результате приобретенных умений и навыков (см. рис. 1).На реализацию всех уровней интерактивности направлены совершенно конкретные элементы – возможности нашей информационной среды, а также дополнительные интерактивные элементы, о которых последовательно расскажем ниже.#элементыкритерия1 направлены на активизацию социального взаимодействия и должны обеспечивать профессиональный интерес и увлечение слушателя курсом. Взрослый обучающийся – это требовательный слушатель: с самого начала ему важно понять, чему он научится на курсе, в какой срок и какие практические навыки сможет использовать после окончания обучения. Заходя в дистанционное пространство, наш слушатель может сразу в доступной форме ознакомиться с тем, что ждет его в процессе изучения курса, с помощью «дорожной карты» курса или интерактивного постера. Кроме того, на первом этапе необходимо и личное знакомство с преподавателем – это возможно с помощью видеогида – коротких видеофрагментов анонса курса, гидов по конкретным темам или занятиям курса. Все это создает «эффект присутствия» преподавателя, позволяет лично расставить правильные акценты при изучении материала и все больше увлекает слушателя.Однако, помимо подобного заочного знакомства, традиционная форма вебинаров обеспечивает прямое общение преподавателя с группой, и каждый слушатель может не только задать вопросы преподавателю, но и пообщаться в чате с однокурсниками. Такое неформальное общение участников учебной группы может проходить и в группах в социальных сетях.#элементыкритерия2. Немаловажным критерием интерактивности мы считаем педагогический дизайн курса, как целостную систему, учитывающую потребности каждого слушателя, который пришел учиться. Существует множество определений педагогического дизайна, но мы понимаем «педагогический дизайн» в сугубо прикладном значении, как эффективное и комфортное перемещение слушателя по нашей среде для достижения наивысших для него образовательных результатов. Это можно обеспечить грамотным проектированием целого ряда элементов образовательного контента. Например, даже простейший глоссарий может обеспечить групповое взаимодействие и помочь провести настоящий дистанционный мозговой штурм или договориться о спорной теме, прояснить усвоение и понимание понятий и определений. Классический конструктор позволяет слушателям уже совместно работать над более сложными групповыми документами и проектами. Один из недавних примеров – учительское обсуждение в этом формате межпредметного понятия экологии, в процессе которого учителя разных предметов фактически в прямом эфире договорились друг с другом, как они разделят изучаемый материал, чтобы не повторять, а взаимно дополнять друг друга. (Результат этой работы могут увидеть зрители Московского образовательного канала в новой передаче МИОО – «Точка сборки»). В еще более значительной степени вовлекает в содержание курса элемент информационной среды – семинар, который обеспечивает не только полноценную интерактивную работу слушателей, но и позволяет взаимно оценивать работу друг друга и рефлексировать.Но мало просто грамотно спроектировать элементы образовательной среды, еще больший вклад в вовлечение слушателя вносит геймификация курса в целом, стимулируя его познавательный интерес. Даже такой простой элемент, как «индикатор выполнения учебной работы», на полосе которого можно просмотреть выполненные и невыполненные задания, способен визуализировать прогресс и сделать обучение не только полезным, но и занимательным. Понимание собственного прогресса и непрерывное взаимодействие с курсом существенно поддерживают собственную образовательную мотивацию слушателя. Международные исследования также подтверждают, что очень важно, чтобы геймифицирован был курс в целом, как целостная система, а не только ее отдельные элементы.#элементыкритерия3 направлены на мотивацию слушателя и обеспечивают разные уровни интерактивного взаимодействия его с образовательным контентом. Например, форум может быть организован не столько как средство общения, а как открытая форма промежуточного контроля. Например, один из педагогов предложил организовать в форуме коллективный алфавитный рассказ для детей, который опробовали на себе педагоги: каждый придумал свою часть рассказа на последующую букву алфавита. Опросы и анкеты позволяют не столько преподавателю, сколько слушателю самому оценить свой уровень прогресса и ликвидировать слабые места в усвоении материала, а лекции способны структурировать образовательный контент посредством промежуточных контрольных заданий таким образом, чтобы слушатель мог продвигаться вперед по мере его усвоения и назад ровно к тем материалам, которые не были усвоены. Аналогичным образом работу с материалом может организовать и интерактивное видео – обучающий ролик будет фиксировать внимание слушателя на ключевых эпизодах и продвигать в работе с материалом в зависимости от выполнения встроенных заданий.#элементыкритерия4 иллюстрируют эффекты интерактивности через удержание внимания слушателя уже после окончания курса. Исследования подтверждают, что самые высокие образовательные результаты дают курсы, на которых слушатель учится добровольно, последовательно и с увлечением, и приобретает за время учебы не только узкий профессиональный навык, но и новую потребность – учиться самостоятельно, познавать новое и знакомить с ним своих учеников. Эти качества мы стараемся укреплять с помощью системы послекурсовой поддержки слушателей. Ведь любой курс повышения квалификации когда-то заканчивается, но главное, чтобы на этом не заканчивался интерес педагога к своему предмету, к изучаемой теме. Для этого мы поддерживаем и сообщества в информационной среде профессионального роста педагогов в пространстве послекурсовой поддержки, и в социальных сетях нашего института, в которых мы делимся информацией о новых программах, успехами и практико-ориентированными проектами, которые появляются в процессе работы на курсе, и в видеозаметках на видеоканале МИОО, и, конечно, в большом сообществе пользователей официальной страницы института в Интернете. Московскому учителю для выхода на международный уровень ИКТ-компетентности нужна система обучения и развития, сочетающая традиционные педагогические ценности и новые педагогические и информационные технологии, авторитетная и живая, понятная и доступная и вместе с тем чутко чувствующая тенденции времени, гибкая и адаптивная. И такую систему профессионального роста учителей мы создаем!Юлия ФЕДОРОВА,директор Центра педагогического дизайна и цифровой педагогики МИОО,Ольга КЛИШИНА,редактор отдела медиасопровождения центра
Комментарии