В рамках проекта \”Педагогический клуб\”, реализуемого кафедрой культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образовании, был проведен семинар в жанре плейбек-театра. То есть интерактивного, импровизационного театра, когда представление строится на историях, рассказанных зрителями. На данном семинаре и зрителями, и актерами выступали педагоги, и при этом последние на ходу выстраивали театральные этюды на тему: \”Невоспитанные дети или некомпетентные педагоги?\”.
Для 40 человек из различных образовательных организаций ситуация, когда учитель на уроке не хозяин положения, оказалась знакомой. Когда потребовались конкретные истории из практики, а именно исходя из них актеры разыгрывают сценки, то желающие их рассказать нашлись сразу. Например, как поделилась одна из учителей, в ее школе есть шестиклассник, который развит интеллектуально, но совсем не социализирован, и ему не составляет труда сорвать урок. Педагоги-актеры тут же попытались разыграть мизансцену, где представили позиции ученика и учителя, и даже родителя. Педагоги-зрители сообща начали искать ответы и выходы из, казалось бы, тупиковой ситуации сорванного урока. Любопытно, что мнения были разные: кто-то предлагал выстраивать отношения с учеником вне класса, чтобы вывести его из среды, где ребенок зарабатывает авторитет, а кто-то советовал жестко обозначить границы в рамках урока, чтобы пресечь манипуляции. Правда, большинство педагогов все-таки заявили, что определенных решений быть не может, поскольку учитель практически всегда действует ситуативно. В любом случае, педагог, которая привела этот пример, сказала, что именно театральная иллюстрация и общее обсуждение помогли ей по-новому посмотреть на поведение ребенка и задуматься о переформатировании взаимоотношений с ним.
Еще одну конкретную историю педагоги-актеры разыграли по рассказу другого педагога-зрителя. На одном из уроков МХК старшеклассник, не желая выполнять задание, вынул нож и демонстративно разрезал лист ватмана, на который ему требовалось нанести рисунок. Педагоги-актеры попробовали передать не только само действие, но и чувства, которые испытали и ученик, и учитель. Педагоги-зрители предположили, что со стороны ученика это было \”прощупыванием границ\”, а учителю было не только страшно, но, и это важно, данный случай заставил ее на мгновение усомниться в нужности своего предмета.
К слову, как пояснили организаторы семинара, театрализация ситуации зачастую помогает решить не только профессиональные задачи, но и увидеть личностные резервы. Сомнения в актуальности своего дела посещают как педагогов, так и представителей других профессий, однако то, что эти сомнения возникают, уже говорит о личностном росте человека.
К счастью, в жизни ситуация со старшеклассником давно и мирно разрешилась, но, как призналась педагог, благодаря плейбек-театру, она будет продолжать вести внутренний монолог. Эта история помогла ей понять многое в профессии и в себе.
Нужно отметить, что технология \”плейбек-театр\” далеко не единственная технология, которую предлагается освоить педагогам. В рамках проекта учителя уже знакомились с технологией \”мировое кафе\”, \”дебаты\” и т.д. На очереди знакомство с таким методом взаимообщения, как \”панельная дискуссия\”. Как считают инициаторы проекта, подобные технологии – это новая педагогическая реальность, которая помогает безопасно исследовать различные вопросы и видеть их в ином ракурсе.
Справка \”УГ\”:
\”Плейбек-театр\” зародился в США в 1970-х годах XX века и сейчас распространен в более чем 50 странах мира. В России стал активно развиваться в 2000-х годах.
Фото автора
Комментарии