Несмотря на небольшое увеличение заявлений на инженерные специальности в технических вузах, технари у российской молодежи по-прежнему не в моде. По данным последних социологических опросов, на вопрос «Какие компании, фирмы, организации вы могли бы назвать работодателем своей мечты?» были получены такие ответы: Газпром – 22%, Администрация Президента РФ – 12%, МВД – 11%, «Роснефть» – 10%, Сбербанк – 10%, «Лукойл» – 9%, РЖД – 7% и т. д.
Да и конкурсная статистика говорит не в пользу техники. Так, в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В.Ломоносова средний конкурс на инженерные специальности – 2,5 человека на место, тогда как на юриспруденцию и экономику – 10-11 человек на место. В Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена желающих посвятить себя гуманитарным наукам тоже более десяти человек на место. По мнению заведующего кафедрой социологии РГПУ имени А.И.Герцена, доктора философских наук, профессора Алексея Воронцова, то, что конкурс на технические специальности в вузы возрос в среднем на четыре балла, не говорит о тенденции.Причин невостребованности студентов технических вузов несколько. Прежде всего у российского рынка труда нет потребности в этих специальностях. В самые сложные периоды (1921 и 1941 годы) в стране было построено более ста тысяч предприятий. За последние двадцать лет разрушено семьдесят тысяч предприятий. Молодому технарю, собственно, некуда идти. Вторую причину эксперт усматривает в Болонском процессе. Никто не сомневается в необходимости входить в единое образовательное пространство, но почему все поголовно должны поступать в бакалавриат и магистратуру, а не в специалитет? Как заверяет Алексей Воронцов, в Европе иной подход. К примеру, в Австрии, Германии, Швейцарии в Болонский процесс входят 50-60% вузов, остальным предоставлено право самостоятельно определять свой путь развития и срок обучения студентов. Не случайно, по данным центра «Левада», 42% российских молодых людей заявляют, что в Болонской системе не видят смысла. Еще одна претензия – к школе, которая явно недорабатывает ни по обучению естественным предметам – математике, физике, ни по обучению гуманитарным предметам. К тому же ситуация с дефицитом технарей связана с развалом села, и в частности сельских школ, которых ликвидировано семь тысяч за 20 лет. В свое время село стабильно давало абитуриентов на инженерные специальности. Могло бы решить проблему дефицита технарей сокращение количества технических вузов? Ни в коем случае, утверждает ректор Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций профессор Сергей Барышников: – Сокращать технические вузы нельзя, потому что нужно думать не о сегодняшнем дне, а о перспективе. Ребята будут востребованы, это совершенно точно.Санкт-Петербург
Комментарии