ХХ век с его революциями породил революцию в языке. Одно из ее проявлений – широкое употребление в художественной литературе, особенно в поэзии, окказиональных слов (от латинского occasionalis – «случайный»). Нарушая запреты языковых норм, они помогают расширить словарь поэта, придают речи особую напряженность и выразительность. Такая экспрессивность характерна для поэтов Серебряного века, для футуристов. Это явление было воспринято как открытие, заинтересовало поэтов и широко распространилось в художественной литературе ХХ века.В чем разница между окказиональным словом и неологизмом?
Неологизм – новое, недавно появившееся в языке слово, которое обозначает явление или предмет. Окказионализм – факт речи, индивидуально-авторское образование, не вошедшее в систему языка. Неологизм может стать обычным словом, что случилось, например, с такими как: маниловщина, студенчество, убежденность, партийность и др. А окказионализмы, как правило, не стареют и у других авторов не используются. Окказионализм имеет определенного автора, у неологизма же автора можно выявить не всегда. Редки случаи, когда окказионализм входит в систему языка, становясь каноническим словом. Такие преобразования произошли, например, со словами «промышленность» (автор Н.Карамзин), «стушеваться» (Ф.Достоевский), «непротивление» (Л.Толстой).Особенность окказионального слова – ненормативность. По словам А.Лыкова, окказионализм – это неправильность, но мотивированная неправильность. Окказиональное слово создается говорящим, чтобы употребить его в речи всего лишь один раз. По сравнению с каноническим оно конкретно, свежо, уникально. Из этого вытекает еще один признак окказионального слова – экспрессивность. Причем чем больше нарушены словообразовательные нормы, тем признак этот ярче. Например, из лирики Е.Евтушенко: железность, нерадость, вседоламповщина, тихоньствовать, самовыдвигатель. Или: скалозубый, нагловзорый – так писала М.Цветаева о Пушкине. Образованные способом сочетания двух корней, связанных соединительной гласной, окказионализмы передают внешность и манеру поведения великого поэта. Поэзия В.Маяковского, особенно ранняя, перенасыщена окказиональными словами: краснофлагий, сердцелюдый, стоверстый, выпестренный, июлиться, молниться, выщетиниться… Читая, приходится разгадывать ребусы, может, поэтому – не только по идеологическим соображениям – поэзия В.Маяковского не очень близка молодому поколению. Галина ИЛЬИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №39, Уфа
Комментарии