Когда дети пропускают занятия из-за болезни каждые две-три недели, приходится сложно и им, и педагогу, ведь нужно двигаться вперед, следуя программе. Что делать? Закрыть глаза на пропуски уроков и подтянуть болеющим оценки за счет других тем? Просить родителей заниматься с ребенком дома? Заставить класс ждать, пока один или два ребенка нагонят пройденное? Нейропсихолог Ксения Вотякова, специалист по психологическому сопровождению обучения онлайн-сервиса Яндекс.Учебник, рассказывает о том, что важно знать про часто болеющих детей и как можно минимизировать проблемы, которые возникают из-за пропусков.
В каждом классе есть дети, которые часто болеют и надолго выпадают из учебного процесса. Официально к часто болеющим относят тех детей, которые болеют 6 и более раз в год и каждый раз отсутствуют неделю-две.
Низкая работоспособность, отсутствие мотивации,
повышенная раздражительность — все это характерные особенности
часто болеющих детей до и после болезни.
Вернувшись в класс, они сильно устают уже к третьему уроку, в то время как большинство детей — только к пятому. В течение учебной недели глубокое утомление у них накапливается уже к среде, у остальных — к пятнице.
Как это проявляется в классе?
И учителя, и родители рады, когда ребенок быстрее возвращается в класс после болезни. Да и сами дети обычно этого хотят. Это приводит к ситуации, когда официально ребенок уже «здоров» и возвращается в школу, а на самом деле все еще очень ослаблен. В период до и после болезни на уроках можно заметить характерные особенности часто болеющих детей:
Низкая работоспособность. Ребенок быстрее устает по сравнению с одноклассниками и часто «выключается из учебного процесса». Внимание неустойчиво; задания выполняются то на «отлично», то как попало; нарастает количество нелепых ошибок по мере утомления.
Отсутствие мотивации. Ребенок быстро начинает лениться. В действительности за этой «ленью» стоит защитный механизм: психика старается защититься от перегрузок, так как обучение требует больших затрат энергии от всех систем организма.
Повышенная раздражительность. Небольшая неудача может вызвать слезы, незначительное неудобство — раздражение или агрессию.
Им нужна поддержка
Часто болеющие дети имеют нормальное интеллектуальное развитие. Если семья поддерживает ребенка, а учитель помогает идти в ногу со всем остальным классом в освоении учебного материала, такие дети будут как минимум хорошистами.
Однако частые болезни проводят к тому, что дети могут стать тревожными, склонными к негативным переживаниям. Отношения с одноклассниками тоже могут страдать от регулярных пропусков, особенно в младших классах. Ребенок начинает бояться, что его забыли и наметившаяся до болезни дружба сходит на нет. Это влияет на общее отношение к школе и учебному процессу.
Если родители и учитель поддерживают ребенка и помогают ему
следовать за школьной программой даже во время болезни,
то он будет как минимум хорошистом.
Что может сделать учитель, чтобы часто болеющие дети не стали отстающими?
1. Не торопить
Не просить сразу работать в полную силу, когда ученик только вышел в школу после болезни. Лучше подождать с написанием проверочных работ за время его отсутствия — велика вероятность, что из-за ослабленности и стрессовой ситуации ребенок будет выполнять задания не в полную силу и получит оценки, не отражающие его реальных знаний.
2. Организовать дистанционное обучение, когда острый период болезни уже позади
Современные технологии упрощают жизнь как учителю, так и ученику. Если класс проходит относительно легкие для понимания темы, ребенок может справиться с выполнением заданий самостоятельно. Для организации дистанционного обучения можно использовать онлайн-ресурсы и сервисы, которые позволяют учителю выдавать ученикам индивидуальные задания, видеть результат и, таким образом, давать им возможность заниматься параллельно с классом. При этом, например, на Яндекс.Учебнике видно не только правильно ли ученик решил задание, но и с какой попытки, и сколько времени потратил на его выполнение.
3. Давать больше заданий на отработку пройденных тем
Во время болезни любая информация усваивается дольше, и для ее закрепления нужно провести усиленную работу. Упражнения при этом должны быть разные, чтобы ребенок научился не просто применять правило автоматически, а понял его принцип. Здесь учителю снова будет полезен онлайн-сервис. Так, интерактивный формат Яндекс.Учебника позволяет собрать занятие из огромной базы заданий для отработки именно тех навыков, которые нужны ученику именно сейчас.
Используйте онлайн-ресурсы и сервисы, которые позволяют
выдавать ученику индивидуальные задания.
Он сможет заниматься параллельно с классом,
а вы сразу будете видеть результат.
4. Оказывать больше внимания
Всем детям приятна забота и заинтересованность со стороны учителя. С часто болеющими детьми нужно лишь временное усиление, чтобы помочь пройти период адаптации после болезни, «встать на учебные рельсы» и выстроить отношения с одноклассниками.
5. Поддерживать ощущение успешности
Хорошо понимать слабые места конкретного ребенка и выстроить работу на уроке таким образом, чтобы ребенок мог, наоборот, продемонстрировать свои сильные стороны. Задайте ученику вопрос, ответ на который он точно знает, или попросите его объяснить соседу по парте тему, в которой он силен, чаще хвалите за дельные комментарии и добавления к ответам других учеников.
_________________________________
«Учительская газета» совместно с Яндекс.Учебником публикует серию материалов, отвечающих на самые актуальные и важные вопросы из педагогической практики. В рамках спецпроекта «Уроки для учителя» эксперты и методисты Яндекс.Учебника рассказывают о том, как решать ежедневные задачи, выстраивать стратегию обучения и постоянно развиваться профессионально.
Яндекс.Учебник — бесплатный сервис в помощь учителям начальной школы с заданиями по русскому языку и математике для 2-4 классов и автоматической проверкой. Материалы для него пишут опытные методисты и авторы учебных пособий. Задания подобраны так, чтобы из них можно было составить множество уроков в рамках основной программы или дать дополнительные задания чуть выше уровнем.
Комментарии