Написать об уроке гораздо сложнее, чем его придумать и провести… Скорее это оправдание, а не цитата из хрестоматии по педагогике, важной и необходимой работы, которая поможет участникам следующих конкурсов, обратит внимание методистов и позабавит вдумчивого читателя.
Сложно писать о конкурсном уроке. Но конкурс не отпускает… Прошло достаточно много времени, но вспоминаются глаза детей, волнение участников конкурса, душевные беспокойства членов жюри: оценивать однозначно урок коллег трудно и с точки зрения профессиональной, и с точки зрения корпоративной. Поэтому, не теряя из виду острый сюжет статьи и случайно попавший на глаза роман Валентина Петровича Катаева «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», будем создавать сей «труд» на материалах недавнего конкурса, объединяя методическим замыслом фрагменты-воспоминания учебных занятий, представленных учителями – участниками Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014». Фрагмент первый: за десять минут до учебного занятия… Задумывались ли вы о том, что уроков примерно столько же, сколько и перемен? Нет? А наше внимание к ученикам на перемене помогает нам воплотить принцип, озвученный Шалвой Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети». Принцип продолжения жизни ребенка на уроке. И вообще принцип продолжения жизни ребенка до, на или после урока, тем более конкурсного урока – события совершенно не традиционного для учителя, – что же говорить о детях! При этом нельзя забывать, что учащиеся могут присутствовать на нескольких конкурсных уроках, которые следуют один за одним. Поэтому чем естественнее учитель вступает в контакт с учащимися, тем проще будет переключить детское внимание с прошлых переживаний на содержание другого учебного занятия. При этом можно что-то шептать на ушко каждому ребенку начальной школы, можно спрашивать имена и поправлять бейджики или делать дыхательную гимнастику с подростками, перекинуться шутками со старшеклассниками – все это вполне органично дополняет учебное занятие, позволяет расширить временные рамки общения с детьми и создать атмосферу предстоящего урока в нашей обыденной школьной жизни. Почему бы не допустить всех этих человеческих проявлений на переменах перед конкурсным уроком? Но эти размышления касаются прежде всего оргмоментов конкурса, которые определяются его организаторами. Фрагмент второй: о Градском, Билане, Агутине и Пелагее, или о том, как можно начинать урок Всегда пытаешься угадать, к кому из молодых и не очень, опытных и начинающих, экстравагантных или даже вполне обычных повернутся эти мастера своего дела. И испытываешь несказанное удовлетворение, когда их поворот совпадает с твоим собственным. Ну а если первые ноты в хорошем исполнении могут тронуть сердца миллионов поклонников шоу-программы «Голос», то уж наверняка первые минуты общения с учащимися часто решают дальнейший ход учебного занятия. Поэтому к началу урока нужно относиться деликатно. И дело не только в том, что именно в этот момент ребята знакомятся с голосом учителя, или в том, как он или она держится в столь непростой ситуации конкурсного испытания. Дело в другом. Именно содержательная часть в начале учебного занятия является целевой установкой, стимулом к дальнейшей работе, мотивом учебной деятельности. Наверное, существуют такие подходы, где показ семиминутного видео в начале урока оправдан, но на конкурсном уроке это по меньшей мере нелепо, а по большей – неуважение к ребятам и членам жюри. Мы же не начинаем знакомство с того, что показываем трейлер к новому фильму будущему собеседнику?Поэтому все-таки в начале урока хочется слышать Слово, слово учителя, слово с особой энергетикой. Разрушить такую энергетику могут излишняя суетливость, экспрессивность, связанная с желанием учителя обратить на себя чрезмерное внимание, неуверенность, переходящая в нервозность, неотрывное следование плану урока, написанному на листе бумаги, вне зависимости от того, как на самом деле начинает развиваться деятельность на уроке. Именно начало урока – крайне ответственный момент с точки зрения целеполагания. Так, согласно ФГОС метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать «умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности». Для того чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цели урока, связали их с содержанием и темой, активно приступили к изучению нового материала, было потрачено немало учительских сил в ходе конкурсных испытаний. Вот только не всегда это выглядело естественно и адекватно. В некоторых случаях деятельность, организованная учителем на этапе целеполагания, была столь формальна, что возникала большая путаница в дальнейших действиях учеников. Естественные и простые формулировки вопросов, ясная речь и непосредственная опора на учебный предмет в большинстве случаев явились залогом хорошего начала урока. Так, например, с помощью непринужденного и грамотного диалога на повседневные темы учителя иностранного языка легко устанавливали контакт с учащимися, ненавязчиво демонстрируя им образец знания второго языка. При этом мотивация самих учащихся была направлена именно на овладение языком в ходе общения, ведь каждому из них хотелось понять не только то, о чем так интересно рассказывает учитель, но и что активно обсуждают одноклассники. Конечно, были и неудачные примеры начала урока, когда учитель так тщательно извлекал знания из учащихся, что в дальнейшем не хватало никаких сил на открытие нового не только у ребят, но и у самого педагога. Поэтому важно сохранить и собственные силы, и желание ребят активно сотрудничать на протяжении всего учебного занятия. Фрагмент третий: засыпают, когда тьма? Если бы! Еще засыпают, когда скучно и неинтересно. Или когда вам пытаются объяснить очевидное или совсем не очевидное, причем долго и монотонно, с таким педагогическим фанатизмом и детализацией, что на десятой минуте урока складывается ощущение, что не только думать, но и дышать тяжело. Самое досадное, что методические рекомендации, разработанные различными уважаемыми организациями, не оперируют такими характеристиками, как «скучно» или «интересно», а тем более не измеряют их количественно. Хотя на самом деле полезно посмотреть уроки победителей конкурса с точки зрения их интересности. В чем она? В интересных нетривиальных примерах по теме урока? В общении с детьми? В искренней заинтересованности учителя происходящим? В создании атмосферы единения действующих лиц урока в достижении задуманного? В этом, собственно, и есть смысл учительского труда, как я это понимаю. Могу только со всей уверенностью заявить (всегда страшно делать такие заявления), если урок был скучным, значит, и методически он был построен скорее всего без опоры на детский интерес. Не сделать такой методической ошибки поможет Владимир Иванович Даль, точнее, его определение скуки как «тягостного чувства от косного, праздного, недеятельного состояния души; томление, бездействие». Поэтому и запомнились учебные занятия, где учитель удерживал внимание и интерес учащихся несколькими из таких несложных на первый взгляд приемов, как прямые вопросы, сравнения, эмоции, визуализации, краткость, контрасты и т. д. Кстати, здесь уместно вспомнить о том, что все гениальное просто. Поэтому, казалось бы, незамысловатые, но хорошо продуманные, методически обоснованные, отвечающие замыслам урока приемы и конструктивный диалог с учащимися (конечно, с учетом их возраста, в соответствии с программой) в большинстве случаев смотрелись гораздо выигрышнее, чем сложное воплощение элементов инновационных педагогических технологий в и без того напряженную конкурсную действительность. Фрагмент четвертый: заключительный Все знают о том, что начало урока и его окончание – важные и запоминающиеся этапы. Поэтому нельзя ни в коем случае экономить на них творческие усилия. И если уже все выводы сформулированы, все законы открыты, все различия и сходства зафиксированы и изучена новая лексика, нельзя забывать о рефлексии, когда ученики могут самостоятельно указать вам слабые стороны урока такими фразами, как: понравилось или не понравилось, было легко или не очень, понятно или не совсем. Также на этапе рефлексии перед учениками можно раскрыть секреты своей методической кухни, возвращаясь к формулировкам заданий, пониманию их смысла, роли и места на уроке. При этом необязательно говорить, что это задание из ЕГЭ, а это из ОГЭ. Достаточно убедить ребят в необходимости решения именно этой группы задач, прочтения именно этих отрывков, работы именно с этими документами. Только в этом случае можно показать учащимся, как можно самостоятельно находить важное и нужное в дальнейшем. Грамотные формулировки ребят по итогам учебного занятия и, замечу, его организации и есть демонстрация рефлексии на уроке. Фрагмент пятый: постскриптум Да, важно не забывать об очень многом, готовясь к урокам, особенно конкурсным. И никакой набор рекомендаций и даже специальные методические указания не смогут вам помочь, если вы не видите самого главного, того, чему вы хотите научить школьников на данном учебном занятии. Именно научить, научить большинство, ведь это и есть стержень любого учебного занятия. Как только этот стержень будет замечен учащимися, он будет указывать верный путь дальнейших осмысленных действий. И как следствие не будут возникать неоправданные паузы или затянутые диалоги ни о чем. Тогда и вам будет несложно получить обратную связь и почувствовать класс как единое целое, и ваша роль в создании этого целого будет непременно оценена членами жюри. Алексей Доронин, учитель математики, член межпредметного жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»
Комментарии