search
main
0

​Городские дети тоже должны любоваться природой

Вы представляете себе своих учеников в лесу, в походе или в парке? Думаю, что некоторые ответят: «Нет». Большинство наших детей родились и живут в городе постоянно, у некоторых не то чтобы родственников в деревне, даже дачи нет! Что видят наши московские дети каждый день? Дома, дороги, поток машин. Если повезет, рядом с домом – зеленый островок парковой территории. И все.

Я учитель биологии и на уроках пытаюсь показать ученикам связь организмов с окружающей средой. На уроках дети разглядывают старый пожухлый гербарий, иногда смотрят учебные фильмы. Бывают и лабораторные работы, где учащиеся в микроскопы с цифровыми насадками «разглядывают природу». Но разве это может заменить запах леса, личное общение с животными, растениями и радость увиденного? Конечно же, нет!Так как городская среда не позволяет понять целостную картину природной среды во взаимосвязях всех ее компонентов (к чему стремится каждый учитель биологии), то ничего лучше, чем посещение заповедника, не найти. Именно поэтому туристическая экспедиция является одним из способов решения проблемы по формированию целостности мировоззрения у школьников.Из дневника Дианы С., ученицы 7-го класса:«Я живу в городе. Вокруг меня одни дома. Правда, есть неподалеку Лианозовский парк, но это совсем небольшой кусочек живой природы. А мне нравится жить на природе! Я люблю наблюдать за животными, люблю рассматривать растения, люблю, когда пахнет свежестью и поют разные птицы, голоса которых я учусь различать. Александр Викторович Колесов, руководитель клуба «Горностай», пригласил меня в поход на Урал. Если честно, сначала я не очень хотела ехать: все-таки далеко от дома. Поговорив с родителями и братом, я пришла к выводу, что это шанс пожить не только на природе, но и вместе с природой, образуя единое целое. Проверить, насколько я, городской житель, смогу приспособиться к другой обстановке. И я не разочаровалась! …А еще мне интересно стало, чем природа Урала отличается от нашего Подмосковья. В этом походе мы увидели много разных животных. Например, зайца. Он был такой большой и ушастый. Видели и огромную жабу. В походе была речка, мы в ней купались, но мы боялись лежать на траве, потому что там ползали муравьи размером 1 см, а дома у них были высотой 1 м. Ужас!!! На Урале много разных заводов. Мы были в городе Златоусте на одном очень грязном заводе. Зелени там вовсе не было из-за этого завода. Там была абсолютно лысая земля! Мы очень расстроились, потому что погибло много растений. Как же так? Почему ученые и рабочие не смогли договориться между собой и сохранить живое вокруг завода? Посещение завода в душе оставило больше вопросов, чем ответов. Я поняла, насколько важна наука экология для нашей планеты. Поход на Урал помог мне сделать кусочек родной земли чище и лучше – мы собрали почти тонну мусора! Это мой маленький вклад в восстановление природного равновесия после деятельности человека.Я поняла, что пошла в поход, потому что очень люблю свою землю, свою Родину, свою Россию и буду охранять ее от варварского уничтожения».Российские заповедники предлагают школьникам не только экскурсии, но и проведение волонтерских работ: сбор мусора, обслуживание приютов на туристических маршрутах. С этим справляются все участники туристических походов. Однако ведение научной деятельности предлагает только научный отдел заповедника, поэтому дети должны уметь проводить исследования на природе, а это получается уже не поход, а экспедиция. Несомненно, это интереснее, но и достаточно хлопотно.В нашем Центре образования №1449 ежегодно с 2000 года организуют экспедиции в разные уголки нашей страны. Руководим этими экспедициями мы с Александром Колесовым. В 2010-2011 учебном году вместе с детьми мы побывали в национальном парке «Таганай» и кавказском биосферном заповеднике, ранее мы ездили в национальные парки «Русский Север» и «Плещеево озеро», Центральный лесной заповедник, заповедник «Денежкин камень», а самой дальней экспедицией была поездка на Байкальский хребет. В нынешнем году мы проводили исследовательские работы в национальном парке «Паанаярви» и в кавказском заповеднике.Прежде чем отправиться в экспедицию, мы вместе с детьми готовим снаряжение. Для того чтобы предупредить неприятности, дети заранее интересуются не только климатическими параметрами района, рельефом, но и хищниками, паразитами, закупают продукты и готовятся жить на природе основательно.Затем мы получаем задание от национального парка. Оно может быть разным: гидрологическое или лесотаксационное исследование, сбор минералов, гербария или энтомологических объектов. Подготовка к исследовательской части экспедиции заключается в выяснении возможностей учащихся и сотрудников особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Вся работа по выполнению исследований разделена на следующие блоки: теоретический, практический и производственный. Теоретический блок включает в себя сбор материалов об ООПТ, их флористическом и фаунистическом составе, об основных геологических памятниках. На теоретическом этапе идет отбор методик для выполнения отдельных видов исследовательских работ. Методики выполнения работ мы согласовываем с научным отделом заповедника.По результатам работы в рамках теоретического блока участники экспедиции получают задание по подбору необходимого оборудования для выполнения следующих видов исследований: гидрохимических, энтомологических, лесотаксационных, сбора минералов. Кроме подбора оборудования, группы должны самостоятельно подготовить документацию для работы в полевых условиях по своему направлению. Условия подбора оборудования – его компактность, легкость и возможность качественного выполнения работ. После функциональность и достоверность оборудования мы проверяем в городских условиях и походах по Подмосковью.Участники многих экспедиций подобрали необходимое оборудование и методики исследований, а также отработали алгоритм деятельности на исследовательских объектах. Для каждой группы до выхода на маршрут мы, руководители, составляем график выполнения исследовательских работ.Производственным и заключительным этапом стали проведение заявленного исследования и подготовка отчета о проделанной работе. Для трансляции своего опыта учащиеся готовят публичные доклады и выступают на конференциях. По результатам проведения экспедиции мы, руководители, готовим отчет об экспедиции в научный отдел особо охраняемых территорий.Анастасия БЕЛИКОВА, учитель биологии ЦО №1449

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте