В Москве начался отборочный этап городского конкурса школьных сочинений «Имя буквы». В этом году он посвящен 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Участвовать в конкурсе может любой ученик московской школы с пятого по одиннадцатый класс. Ребятам предлагается написать работу, связанную с творчеством и личностью А.С. Пушкина, его вкладом в отечественную культуру, его значением для наших современников, для каждого из нас. Чем нынешний конкурс отличается от предыдущих, рассказывает Арина Жукова – куратор конкурса, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.
– Арина Геннадьевна, конкурс «Имя буквы» хорошо знаком московской школьной общественности. За годы проведения в нем приняли участие около 600 ребят. Первоначально у конкурса была сугубо лингвистическая направленность. Со временем стало понятно, что нужно разнообразить тематику?
– Да, например, в прошлом году участники рассуждали о речевом общении, отталкиваясь от русских пословиц на эту тему. В нынешнем году исполняется 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, и, конечно же, мы не могли пройти мимо этой даты. В рамках пятого конкурса «Имя буквы» мы решили предложить школьникам поразмышлять над значением творчества поэта в жизни людей XXI века. Мы всё дальше и дальше от эпохи Пушкина. Иногда кажется, что он остался в далеком прошлом, но это не так. Очень часто мы цитируем Пушкина, даже не осознавая, что это его строки: «Ах, лето красное! любил бы я тебя…», «Мороз и солнце, день чудесный»…
Поэтому нам хотелось бы, чтобы ребята задумались: а где место Пушкина в моем городе, в моей жизни, в стихах, которые я знаю, в фильмах и книгах, в нашем языке, в аллюзиях, которые я встречаю в культуре?
В картине мира любого носителя русского языка Пушкин присутствует всегда, и эта связь не должна прерываться. Мы хотим, чтобы ребята попытались увидеть и осмыслить эту связь, разные ее аспекты.
Мы предлагаем участникам конкурса попробовать себя в разных жанрах, как традиционных (эссе, сочинение-рассуждение, рассказ, письмо, портрет), так и новых. Конкурс проводится по трем номинациям: «Пушкин – XXI век», «Пушкинское произведение глазами персонажа», «Пост в соцсетях «Мой Пушкин». Как видим, одна из номинаций – это пост в соцсетях, то есть жанр, вроде бы не имеющий отношения к сочинению. Однако сегодня этот жанр монологической письменной речи является одним из самых популярных и востребованных самой широкой аудиторией.
На конкурс должен быть подан реальный пост, опубликованный в социальной сети. Его тема должна быть связана с Пушкиным, это могут быть любимые строки, произведения, ассоциации, впечатления, воспоминания, рассказ о поездке в пушкинские места … Ограничений нет.
– Какие темы предлагаются участникам в этом году?
– В нашем конкурсе мы хотели бы отойти от стандартов. Например, тема «Пушкинская лирика глазами читателя XXI века». Здесь не хотелось бы, чтобы ребята цитировали литературоведческие или критические статьи или пересказывали то, что узнали в школе, а наоборот, попробовали проанализировать: что сегодня им близко в пушкинских стихах, а что нет, что легко понять, а что сложно.
Другая интересная тема – «Пушкин как личность: чему я могу у него научиться?» Факты о Пушкине нам известны: он любил, дружил, имел убеждения, был заботливым семьянином, преодолевал трудности… Об этом можно размышлять. Тема «Если бы я был героем пушкинского произведения…» дает возможность школьнику погрузиться в атмосферу пушкинского текста, представить себя на месте персонажа.
– Как вы считаете, чем полезен школьникам конкурс сочинений?
– Трудно переоценить сегодня важность письменной речи. Сегодня мы пользуемся письменной речью, даже, наверное, больше, чем устной. Умение написать интересно, увлекательно, аргументированно, умение «зацепить» читателя, собрать лайки и перепосты – важный коммуникационный навык, помогающий, в том числе, в карьере. Социальные связи формируются во многом в социальных сетях. Соцсети могут быть и местом для бизнеса, поиска работы, деловых контактов, и местом, где можно найти новых друзей. Для всего этого необходима письменная речь. Я уже не говорю о том, что на любой более или менее интеллектуальной работе необходимы навыки связной речи, грамотной и убедительной.
Участие в конкурсе сочинений, безусловно, поможет школьникам лучше освоить навык создания письменного высказывания, будет полезно при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, итоговому сочинению. Мы очень ждем нешаблонных, небанальных высказываний, надеемся, что те темы, которые мы предлагаем, дадут такую возможность.
– Как вы думаете, есть что-то, чего школьники не понимают в творчестве Пушкина?
– Очень многого не понимают. Возьмите стихотворение «Пророк» – там нужно объяснять буквально каждое слово.
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Конечно, у Пушкина есть гораздо более прозрачные тексты. А это стихотворение философское, в нем много устаревших слов и значений, грамматических форм, не соответствующих современной норме, встречаются непривычные ударения. Но некоторые слова ощущались как архаичные уже во времена Пушкина. Для современного же человека это настоящий ребус. Что значит «дольняя лоза»? почему лОза, а не лозА? Почему лоза «прозябает»? Что значит «гад морских»?
Часто бывает непонятен контекст, культурный фон, реалии того времени.
Тем не менее, мы утверждаем, что Пушкин в XXI веке не чужой. Современный человек живет теми же проблемами, испытывает такие же чувства, сопереживает, горюет, радуется. И в строках Пушкина находит то, что созвучно сегодняшнему дню.
– Как вам кажется, есть ли у современных школьников проблемы с написанием сочинений?
– Конечно. Долгое время сочинение в школьной программе было на вторых ролях, формы итоговой аттестации во многом ориентируют ребят на создание письменной работы, построенной по определенной схеме. И многим трудно от этой схемы отступать. Например, в финале наших конкурсов мы часто предлагаем участникам самостоятельно сформулировать тему своего сочинения (например, на основе просмотренного видеофрагмента), но у многих ребят это вызывает большие затруднения, некоторые так и сдают работы без названия. Другая проблема – неспособность сосредоточиться на больших объемах текста, поэтому, например, регулярно поднимается вопрос: не исключить ли крупные произведения из школьной программы, заменив их на повести и рассказы, которые меньше по объему и более посильны для современных детей.
Конечно, есть ребята, которые пишут хорошо, интересно, содержательно. И каждый год мы находим такие таланты среди наших участников. Предлагаем всем желающим попробовать свои силы.
P.S.
Конкурс сочинений «Имя буквы» проводится Городским методическим центром и Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина.
Для участия в заочном отборочном этапе необходимо подготовить конкурсную работу, отсканировать ее и до 12 апреля загрузить на сайт ГМЦ через личный кабинет школьника.
27 апреля в Институте Пушкина состоится финал конкурса «Имя буквы», куда будут приглашены победители отборочного этапа.
Комментарии