search
main
0

​Социальная напряженность нарастает. Реальные доходы бюджетников в 2010 году упали в большинстве регионов России

Осенью 2010 года по всей стране прошли коллективные действия профсоюзов непроизводственной сферы с требованием повысить зарплату бюджетников, которая с 2008 года фактически была заморожена. Что за это время предпринято на федеральном и региональном уровне? 15 марта в Москве состоялось расширенное заседание Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ с участием членов Исполнительного комитета Общероссийского профсоюза образования и президиумов общероссийских профсоюзов здравоохранения и культуры. На заседании был рассмотрен ход переговорного процесса и консультаций с органами власти и вопрос о дальнейших действиях трех профсоюзов.

СОВЕТ АССОЦИАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ РАБОТНИКОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИП О С Т А Н О В Л Е Н И Е15 марта 2011 г.                                       г. Москва №08О дальнейших действиях Совета Ассоциации, направленных на выполнение требований, содержащихся в заявлении Совета Ассоциации от 28 октября 2010 года15 марта 2011 года состоялось заседание Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации с участием членов исполкома Общероссийского профсоюза образования и членов президиумов Общероссийских профсоюзов здравоохранения и культуры.На заседании были рассмотрены ход переговоров и консультаций Общероссийских профсоюзов образования, здравоохранения, культуры, их территориальных организаций с государственными органами власти на федеральном и на региональных уровнях по вопросам реализации требований, содержащихся в заявлении Совета Ассоциации от 28 октября 2010 года, и принятое по этому вопросу постановление Совета Ассоциации от 17 февраля 2011 года №06.Участники заседания:- приняли к сведению изложенную в постановлении Совета Ассоциации от 17 февраля 2011 года №06 информацию о мерах, принятых Общероссийскими профсоюзами образования, здравоохранения и культуры и органами государственной власти всех уровней после проведения совместных коллективных действий профсоюзов в октябре-ноябре 2010 года;- подтвердили вывод Совета Ассоциации о крайней недостаточности принимаемых органами государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации мер по реальному повышению заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры;- выразили серьезную озабоченность в связи с отсутствием нормативных правовых актов по проведению в 2011 году первого этапа индексации фондов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры в республиках Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Мордовия, Хакасия, Чеченской Республике, Красноярском крае, в Астраханской, Брянской, Вологодской, Калининградской, Иркутской, Костромской, Псковской, Рязанской областях, а также в связи с принятым решением в Республике Тыва провести в учреждениях бюджетной сферы индексацию на 6,5 процента только с 1 сентября 2011 года и лишь стимулирующей части фондов оплаты труда.Учитывая изложенное, итоги обсуждения вопросов реализации требований Совета Ассоциации с участием членов исполкома (президиумов) Общероссийских профсоюзов образования, здравоохранения, культуры, Совет Ассоциации ПОСТАНОВЛЯЕТ:1. Отметить нарастание социальной напряженности в коллективах государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры в связи с отсутствием в течение двух лет индексации фондов оплаты труда в федеральных государственных учреждениях, государственных и муниципальных учреждениях субъектов Российской Федерации, приведшим к падению реального содержания заработной платы работников учреждений бюджетной сферы во многих регионах России.2. Считать утратившим силу второй абзац пункта 5 постановления Совета Ассоциации от 17 февраля 2011 года №06.3. Принять пункт 5 постановления Совета Ассоциации от 17 февраля 2011 года №06 в следующей редакции:«Продолжить практику организации совместных коллективных действий Общероссийских профсоюзов образования, здравоохранения, культуры в защиту социально-трудовых прав и экономических интересов работников бюджетной сферы.Призвать профсоюзы – члены Ассоциации принять активное участие в объявленной исполкомом ФНПР первомайской акции профсоюзов в 2011 году «За достойные рабочие места и заработную плату».Совету Ассоциации, ее региональным отделениям, территориальным организациям профсоюзов – членов Ассоциации оказать всемерную солидарную поддержку тем региональным отделениям Ассоциации, территориальным организациям Общероссийских профсоюзов образования, здравоохранения и культуры, выборные органы которых приняли решение о проведении в апреле текущего года коллективных действий в формах митингов и пикетов в связи с отсутствием действенных мер власти по повышению реального содержания заработной платы работников бюджетной сферы и высоким уровнем социальной напряженности в коллективах учреждений.4. Принять абзац первый пункта 4 постановления Совета Ассоциации от 17 февраля 2011 года №06 в следующей редакции:«Совету Ассоциации направить:- обращения в адрес Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по ситуации с оплатой труда работников образования, здравоохранения и культуры, в том числе о необходимости приближения срока проведения и увеличения размера индексации фондов оплаты труда учреждений образования, здравоохранения и культуры».5. Совету Ассоциации, ее региональным отделениям и территориальным организациям профсоюзов – членов Ассоциации при организации и проведении совместных коллективных действий в апреле-мае 2011 года руководствоваться постановлением Совета Ассоциации от 17 февраля 2011 года №06 с учетом изменений, принятых настоящим постановлением.6. Совету Ассоциации в июле текущего года осуществить мониторинг подведения итогов исполнения федерального бюджета в первом полугодии 2011 года и провести консультации с Правительством РФ по вопросам сроков и порядка проведения дополнительной индексации фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений образования, здравоохранения, культуры и повышения уровня стипендиального обеспечения студентов.7. Региональным отделениям Ассоциации, территориальным организациям профсоюзов – членов Ассоциации провести мониторинг исполнения принятых в субъектах Российской Федерации решений органов государственной власти о первом этапе повышения размеров фондов оплаты труда работников образования, здравоохранения, культуры и продолжить консультации с органами государственной власти по вопросу проведения дополнительной индексации фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях во втором полугодии 2011 года.8. В случае отсутствия конкретных мер Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению проблем реального повышения заработной платы работников федеральных государственных учреждений, государственных и муниципальных учреждений в субъектах Российской Федерации, повышения стипендиального обеспечения студентов, выполнения требований, содержащихся в Заявлении Совета Ассоциации от 28 октября 2010 года, Совету Ассоциации провести необходимые мероприятия по началу подготовки к проведению совместных коллективных действий Общероссийских профсоюзов образования, здравоохранения, культуры в сентябре-октябре 2011 года.9. Контроль за исполнением данного постановления возложить на президента Совета Ассоциации М.М. Кузьменко и на вице-президентов Совета Ассоциации Г.И. Меркулову и Г.П. Парошина.Президент Совета Ассоциации, председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ М.М. Кузьменко;председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ  Г.И. Меркулова;председатель Российского профсоюза работников культуры Г.П. ПарошинОБРАЩЕНИЕ участников расширенного заседания Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации к Президенту Российской Федерации Д.А. МЕДВЕДЕВУУважаемый Дмитрий Анатольевич!Мы, участники расширенного заседания Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации, информируем Вас, что 28 октября 2010 года состоялось расширенное заседание Совета Ассоциации, участники которого приняли Заявление «О социально-экономическом положении работников образования, здравоохранения и культуры», направленное в адрес Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателя Государственной Думы и Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ.В принятом Заявлении в адрес федеральной власти в соответствии с ее полномочиями были выдвинуты требования по разрешению наиболее острых проблем формирования действенной системы государственных гарантий по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, здравоохранения и культуры.После проведения в октябре-ноябре 2010 года совместных коллективных действий Общероссийскими профсоюзами образования, здравоохранения, культуры, представляющими интересы более 8 миллионов работающих в этих видах деятельности, а также их региональными организациями были продолжены переговоры и консультации с органами государственной власти на федеральном и региональных уровнях по вопросам реализации требований Совета Ассоциации, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Со стороны властных структур также осуществлялись определенные действия, направленные на обеспечение диалога с профсоюзами – членами Ассоциации по этим вопросам.Проблемы реализации требований, содержащихся в Заявлении Совета Ассоциации от 28 октября 2010 года, были обсуждены 10 ноября 2010 года в ходе встречи заместителя Председателя Правительства РФ А.Д. Жукова и руководителей ряда федеральных органов исполнительной власти с представителями Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ.Принято Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы, разработаны и утверждены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год.Мы, участники расширенного заседания Совета Ассоциации, состоявшегося 15 марта 2011 года, обращаем Ваше внимание на то, что пока результатом социального диалога федеральной власти с Общероссийскими профсоюзами образования, здравоохранения и культуры являются только обязательства сторон осуществлять консультации в рамках Генерального соглашения либо рекомендации властным структурам всех уровней проводить работу по решению вопросов, поставленных в Заявлении Совета Ассоциации, в рамках утвержденного РТК документа.Проведение совместных коллективных действий Общероссийских профсоюзов образования, здравоохранения и культуры в определенной степени способствовало ускорению принятия решений органами государственной власти в субъектах РФ по увеличению фондов оплаты труда (ФОТ) работников государственных и муниципальных учреждений в конце 2010 года или в 2011 году.По информации региональных (межрегиональных) организаций профсоюза установлено, что в 80 процентах субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты об индексации фондов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. При этом в 49 регионах из 83 приняты решения о проведении индексации ФОТ на 6,5 процента в 2011 году в разные сроки, в том числе с 1 июня 2011 года – в 41 субъекте Российской Федерации.В 17 субъектах Российской Федерации увеличение ФОТ в 2011 году предусмотрено в несколько большем размере, что связано преимущественно с предусмотренным в ряде регионов введением новых систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях.Вместе с тем участники расширенного заседания Совета Ассоциации вынуждены констатировать, что до настоящего времени в 16 субъектах РФ не приняты нормативные правовые акты по проведению в 2011 году индексации фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, что предусмотрено в Послании Президента Российской Федерации, в том числе: в республиках Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Мордовия, Хакасия, Чеченская, в Брянской, Костромской, Рязанской, Калининградской, Астраханской, Псковской, Иркутской, Вологодской областях, Красноярском крае. В Республике Тыва принято решение об индексации на 6,5% только стимулирующей части фонда оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях и лишь с 1.09.2011 года.До настоящего времени в более чем трети субъектов РФ еще не введена новая система оплаты труда (НСОТ) в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения и культуры.Вместе с тем во многих регионах введение новых систем оплаты труда не решило проблему реального повышения уровня оплаты труда всех категорий работников этих бюджетных учреждений. Ставки заработной платы, оклады, используемые в региональных системах оплаты труда в качестве минимальных (расчетных) для формирования конкретных размеров заработной платы за выполнение работниками их трудовой функции, не достигают в большинстве субъектов РФ даже утвержденного федеральным законом минимального размера оплаты труда – 4330 рублей. Аналогичная практика сложилась во многих федеральных государственных учреждениях.Размер минимальной заработной платы, установленной в 24 субъектах РФ для внебюджетного сектора экономики на основе регионального соглашения сторон социального партнерства в большем размере, чем 4330 рублей, с учетом стоимости жизни в регионе, чаще всего не распространяется на работников бюджетной сферы и поэтому неэффективно используется для сокращения бедности среди работающих.По данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата работников по полному кругу учреждений образования, здравоохранения и культуры в Российской Федерации за 2010 год увеличилась по сравнению с 2009 годом лишь на 3-6% и составила в здравоохранении – 16,5 тыс. руб., в образовании – 14 тыс. руб., культуре – 11,6 тыс. руб., в то время как среднемесячная начисленная заработная плата по экономике в целом возросла за этот период более чем на 12% и составила свыше 21 тыс. рублей.Уровень заработной платы в образовании, здравоохранении и культуре продолжает снижаться по отношению к заработной плате, сложившейся в экономике страны в целом. Так, в абсолютном большинстве субъектов РФ в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло относительное (в %) снижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы в образовании и здравоохранении по отношению к соответствующему показателю по экономике региона в среднем.В ряде регионов России в 2010 году допущено и абсолютное снижение среднемесячной начисленной заработной платы работников образовательных учреждений по сравнению с 2009 годом.За последние 2 года в связи с отсутствием мер по проведению индексации заработной платы в бюджетной сфере в трети субъектов РФ в 2010 году произошло снижение реальной заработной платы работников сферы образования по сравнению с 2008 годом и более чем в 80% регионов – по сравнению с 2009 годом.По мнению участников расширенного заседания Совета Ассоциации, широкомасштабное падение реальной заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в 2010 году явилось наглядным проявлением прекращения действия социально-экономического эффекта, достигнутого в 2009 году от введения НСОТ в федеральных государственных учреждениях и нового МРОТ, а также от реализации социальных проектов, осуществленных при поддержке из федерального бюджета и связанных с модернизацией сферы образования, здравоохранения и культуры, в том числе в области заработной платы.Официальный уровень инфляции составил за 2009-2010 годы более 18 процентов, по 8,8% в год, в то время как потребительская инфляция достигала 15 процентов ежегодно.Поэтому мы считаем крайне необходимым приблизить срок проведения индексации фондов оплаты труда (ФОТ) работников федеральных государственных учреждений и увеличить размер индексации ФОТ с тем, чтобы предотвратить очевидные негативные последствия дальнейшего снижения реального содержания заработной платы работников образования, здравоохранения и культуры.Одновременно для успешной реализации решений, связанных с повышением реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в субъектах РФ, крайне важным является принятие мер по оказанию дополнительной финансовой поддержки бюджетов субъектов РФ из федерального бюджета.Выражая консолидированное мнение работников образования, здравоохранения и культуры – представителей наиболее социально значимых видов деятельности в бюджетной сфере, мы настаиваем на установлении безусловного приоритета инвестиций в повышение качества персонала учреждений социальной сферы – тех, кто обучает, воспитывает, лечит граждан нашей страны, способствует сохранению нравственного и физического здоровья нации.Государство прежде всего в лице федеральной власти должно наконец определиться: какие стандарты деятельности в сфере образования, здравоохранения, культуры и какого качества необходимы для инновационного развития России и какие стандарты оплаты труда учителя, преподавателя, врача, работника культурно-просветительного учреждения должны быть установлены с тем, чтобы утвержденные в этих социально значимых видах деятельности стандарты, определяющие качество жизни людей, не на словах, а на деле стали достоянием граждан нашей страны.Мы убеждены, что при проведении модернизации экономики, тем более в условиях возросших финансовых ограничений, инвестиции в человеческий капитал объективно можно отнести к числу наиболее рентабельных инвестиционных проектов, без осуществления которых невозможно обеспечить успешную реализацию программы долгосрочного развития России.Уважаемый Дмитрий Анатольевич!Убедительно просим Вас оказать личное всемерное содействие решению неотложной задачи повышения реального содержания заработной платы работников федеральных государственных учреждений путем проведения индексации в 2011 году фондов оплаты труда в размере, позволяющем компенсировать потери их доходов от инфляции за прошедшие два года, а также приближения срока осуществления этой индексации. Одновременно просим дать поручение принять соответствующие меры по повышению реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры в субъектах РФ и по обеспечению в необходимых случаях дополнительной финансовой поддержки высокодотационных бюджетов субъектов РФ для выполнения этой крайне важной социальной задачи.Принято на расширенном заседании Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ 15 марта 2011 года в г. МосквеАналогичные обращения направлены в адрес руководителей исполнительной и законодательной власти страны, при этом в своем обращении к председателю Государственной Думы РФ Борису ГРЫЗЛОВУ участники заседания напомнили о грядущих выборах и о том, что помимо выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета на индексацию зарплаты в 2011 году, нужно создать законодательную основу для повышения уровня государственных гарантий по оплате труда работников бюджетной сферы: «…обращаем Ваше внимание и внимание всех депутатов Государственной Думы на необходимость принятия в 2011 году решения о возврате в Трудовой кодекс Российской Федерации обязанности Правительства Российской Федерации устанавливать размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников учреждений образования, здравоохранения, культуры и других работников учреждений бюджетной сферы, независимо от того, из бюджета какого уровня они финансируются, а также решения о конкретизации понятия минимального размера оплаты труда с тем, чтобы оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников учреждений бюджетной сферы устанавливались на уровне не ниже утверждаемого федеральным законом минимального размера оплаты труда».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте