search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

​Николай Подосокорский, Великий Новгород: Против травли и хейтинга.

Скандал с увольнением барнаульской учительницы за размещенное ею на своей странице Вконтакте фото в купальнике и последовавший за этим всероссийский флешмоб в очередной раз акцентировали общественное внимание на ряде злободневных вопросов…

Во-первых, обострилась дискуссия о роли учителя и предъявляемых к нему особых требованиях со стороны государства, родителей и учеников. Во-вторых, вновь высветилась проблема медиаграмотности и этики поведения в соцсетях так называемых работников бюджетной сферы. В-третьих, произошедшая история выявила мощные пуританские (а, быть может, даже и ханжеские) настроения, способные отравить жизнь многим ярким людям. Наконец, в-четвертых, шумиха в СМИ побудила учительское сообщество к самоорганизации в отстаивании интересов своего цеха и солидарности с преследуемыми коллегами, что раньше случалось довольно редко.

Очевидно, что сегодня профессия учителя в России не является престижной. Учителям мало платят, их деятельность предельно забюрократизирована, они абсолютно бесправны в отношениях с работодателем, многочисленными надзорными и контролирующими органами, они всем вокруг что-то должны. Любое их неосторожное высказывание или действие в одночасье может обернуться выговором, увольнением, судебным преследованием, а при соответствующем негативном освещении в СМИ – массовой травлей и даже физическим насилием. К тому же, благодаря вороху запретительных законов, принятых в последние годы, любая работа с детьми на территории Российской Федерации становится зоной повышенного риска… Преподавать в школе в таких условиях нередко идут далеко не лучшие выпускники вузов. Но те, кто все же идет туда работать, несмотря на все чинимые препятствия и абсурдные требования, нередко сталкиваются с проблемами, никак не связанными с организацией учебного процесса.

Доктор исторических наук, профессор МГИМО Валерий Соловей как-то заявил, что российская «школа превратилась в систему морального и психологического насилия над детьми», но ровно то же самое можно сказать и относительно учителей, в которых многие хотят видеть не живых людей, с их слабостями, увлечениями, насыщенной личной жизнью и гражданской позицией, а своего рода монахов в миру, автоматически транслирующих ученикам лишь те формальные знания, которые были для этого специально отфильтрованы и одобрены чиновниками.

Бурное развитие массовой коммуникации через социальные сети, с одной стороны, стерло грань между личной жизнью и работой, а, с другой, пробудило у граждан стихийную профессиональную солидарность, ибо формализованные оффлайн-институции вроде профсоюзов, гильдий и ассоциаций, как правило, неповоротливы и мало эффективны. Работники вынуждены ситуативно, через интернет объединяться здесь и сейчас с теми, кто имеет похожие проблемы, чтобы решать их сообща. Так, врачебное сообщество, в свое время, объединилось вокруг дела Елены Мисюриной, а театральное – вокруг дела Кирилла Серебренникова. Для учительского сообщества такими объединяющими факторами становятся пока что менее трагичные, но также весьма показательные скандалы вроде увольнения Татьяны Кувшинниковой.

К сожалению, случаев травли учителей за их поведение в соцсетях становится все больше, и многие из них связаны лишь с тем, что учителя ведут себя, как обычные люди. Так, в июне 2018 года омскую учительницу истории Викторию Попову уволили за участие в фотосессии магазина одежды (на ней она так же, как и ее барнаульская коллега Кувшинникова, была в закрытом купальнике). В соцсетях Попова никак не афишировала эту сторону своей жизни, но фото с ней выложила в свой инстаграм-аккаунт владелица модельного агентства. В марте этого года возник другой скандал – с пермским учителем английского языка Вячеславом Посохом, который разместил в Инстаграме свое фото с обнаженным торсом, на котором видны рельефный пресс и накачанные бицепсы. Казалось бы, он, как и Кувшинникова, всего-навсего демонстрировал здоровый образ жизни, но подобная сетевая активность также вызвала волну возмущения и требования уволить его из школы за «недостойное учителя поведение».

Несомненно, такого рода претензии будут возникать и в дальнейшем, и советы учителям не добавлять в друзья в соцсетях родителей и учеников, тут мало помогут. Любая размещенная в соцсетях информация с большой долей вероятности может стать доступной заинтересованному кругу лиц, а учитель, безусловно, находится в центре внимания многих людей. Лучшая тактика здесь – не закрываться от мира, а открыто отстаивать свои права, что, к примеру, и сделали участники флешмоба #УчителяТожеЛюди, наводнившие интернет своими фотографиями в купальниках. Подобный флешмоб важен не только тем, что защитил конкретного педагога от преследования (за Кувшинникову оперативно вступился местный министр образования, и ей быстро предложили другую работу), но и тем, что способствовал раскрепощению многих других учителей, не побоявшихся подать свой голос в защиту коллеги по цеху и заявить о себе как о субъектах общественной жизни, с которыми следует считаться.

Чем больше будет подобной низовой активности и противодействия травле и хейтингу, тем здоровее и человечнее будет общество в целом.

Об авторе:

Николай Николаевич Подосокорский – заведующий кафедрой новых медиа и связей с общественностью Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Читайте также:

В центре внимания – социальные сети: http://ug.ru/archive/78353 В Минпросвещения поддержали идею создания курса для учителей по ведению аккаунтов в соцсетях: http://ug.ru/news/27507 Ольга Васильева напомнила, что учителя имеют право на личное пространство: http://ug.ru/news/27522#учителятожелюди: http://ug.ru/archive/78352

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте