search
main
0

​На 5 канале обсудили, стоит ли выбирать директоров школ

Президент России Дмитрий Медведев предложил выбирать директоров школ на конкурсной основе и ограничивать срок их работы временными рамками. Кем, прежде всего, должен быть директор школы? На какой срок он может избираться и перед кем должен отчитываться? Кто именно будет выбирать директора: органы управления образованием или широкая общественность, включая родителей? Эти и другие вопросы обсудили в прямом эфире на 5 телеканале в программе «Открытая студия» главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец; академик Российской Академии образования Борис Бим-Бад; проректор Московского Института телевидения и радиовещания Алексей Лысенков, директор Петербургского лицея №126 Павел Розов и директор второй Петербургской гимназии Людмила Мардер. Вел дискуссию Роман Герасимов.

«Я против выборов директоров. Я вообще считаю, что процесс назначения директоров нужно просто модернизировать, то есть внимательнее контролировать то, что происходит в школе, а контролировать могут не только родительские советы, но и попечительские советы, которых становится в России все больше. Управляющие попечительские советы в основном состоят из выпускников школ, которые когда-то здесь учились, сюда входят представители местного бизнеса и органов  муниципальной власти. Вот эти люди и являются главными помощниками директора школы. Они никогда не полезут в образовательный процесс, не будут утверждать, как преподавать и чему учить, для этого есть образовательные стандарты. Но они могут посмотреть, как расходуются финансы, как происходит подбор кадров, как проходит повышение квалификации, то есть посмотреть с точки зрения менеджмента. К сожалению, у нас это все работает очень слабо. В США, например, нет ни одной школы, где нет Управляющего совета. Именно управляющие советы объявляют конкурс на должность директора и подписывают с ним контракт на определенный срок», – высказал свою позицию главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.

Одним из главных вопросов, обсуждения  стал вопрос, кто же такой директор школы: управленец, менеджер или это профессионал, который сам должен быть педагогом?

Академик Российской Академии образования Борис Бим-Бад считает, что «директор школы – это, прежде всего, хозяйственник, он должен зарабатывать деньги для школы. Школа рассматривается, как инструмент получения некой прибыли. Кроме того, директор должен ухитрятся экономить на школе, потому что государственная политика включает в себя компоненты экономии: отсюда и сокращение штата, отсюда слияния, закрытие сельских школ. Школа начинает стоить государству все меньше и меньше. Директор – это орудие удешевления школ».

Проректор Московского Института телевидения и радиовещания Алексей Лысенков согласился с тем, что директор школы должен быть управленцем, разбирающимся в финансовой стороне дела. Но кроме этого, по мнению Алексея Лысенкова, директор школы – учитель, которому необходимо разбираться в учебном процессе, и знать какова квалификация каждого педагога.   Алексей Лысенков считает, что директор школы должен сочетать в себе качества и управленца, и бухалтера, и психолога, и учителя. Кроме того, по его словам, директор – школы это еще коллекционер…педагогов.  Он пояснил, что директор школы должен формировать свой коллектив  из квалифицированных педагогов.

Еще одним важным вопросом обсуждения стал вопрос о том, кто должен выбирать директора школы?

«Для меня не понятно, кто должен выбирать директора школы. Органы управления образованием? Но они в любом случае это делают. Родители? Они в этом не очень разбираются», –  сказал Алексей Лысенков. – Может, сами преподаватели?»

Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец считает, что если выбирать будут педагоги – это неправильно, так как учителя хотят такого директора, который создаст для них легкую жизнь, а выбирая директора школы необходимо думать, прежде всего, о детях.

«Попытка возродить выборы директоров школ в Москве была десять лет назад. Было выбрано около 20 директоров. В результате, прошел какой-то период времени, и никто из них не остался в работать в школе. Потому что, выбирал консервативный  педагогический коллектив», – подчеркнул Петр Положевец.

Кроме того, он отметил, что выборы директора школы – это результат удаленный, то есть «завтра» нельзя сказать,  правильный ли сделан выбор.

Директор Петербургского лицея №126 Павел Розов рассказал, как должны проходить выборы директора: «Приходит несколько кандидатов, о которых никто практически ничего не знает, они представляют свою программу развития».

Причем Павел Розов подчеркнул, что лучше всего, если они будут не из числа  сотрудников школы, так как в школе уже сложился свой коллектив, в котором проводилась политика предыдущего директора. Естественно, по его словам, существуют квалификационные требования, которым должен отвечать кандидат: высшее образование и опыт работы. А выбирать директора школу, по мнению Павла Розова, должны, в том числе, и дети.

Участники обсуждения согласились с тем, что существует огромная пропасть, между школами в больших городах и сельскими школами, многие из которых закрывают, переводя детей на дистанционное обучение. Вопрос о выборе директора здесь теряет свою актуальность, так как учителей не хватает, поэтому наличие в школе директора уже удача.

«Молодые ребята не идут работать в сельские школы, особенно в маленькие сельские школы. У нас есть две России, это Россия Москва, и Россия, которая находится за двести километров от столицы. О каких новых методиках может идти речь, если там работают учителя, которые многие годы не проходили переподготовку, они не видели этого нового оборудования. И зарплата средняя у них 5-6-7 тысяч рублей…. Как можно привлечь туда молодого педагога? Как ему  строить дом и воспитывать детей на эти деньги? Одна из проблем нашей школы, не московской, не санкт-петербургской, а провинциальной заключается в постоянном недофинансировании », – заявил Петр Положевец.

Подводя итог обсуждения, Петр Положевец сказал: «Директора можно назначать, но только на конкурсной основе, а потом продлевать или не продлевать с ним контракт, смотря на результат его деятельности.

«В политике выборы – это часть профессии. Давайте не будем забывать, что выборы отнимает ни малое количество средств и ни малое количество времени. Соответственно, если директор становится человеком, которого нужно выбирать, то все силы, средство и время он будет тратить ни на школу, ни на своих учеников, а на собственные выборы. Чего ни нельзя допустить», – в заключительном слове сказал  Алексей Лысенков.

NB! Программу можно посмотреть в видеоархиве на сайте 5 канала – http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/506961/

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте