search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

​Мария Голубева, Петрозаводск: Дайте школе шанс.

Начну с ремарки. Любая цитата – часть высказывания, высказывание – облеченная в слова мысль. Мысль в планах может быть выстроена куда глубже и серьезнее, чем в итоге прозвучит. Однако СМИ работают именно с этими цитатами…

На днях в пабликах «Учительской газеты» (Вконтакте, Facebook, Одноклассники) появилось много цитат участников V Московского международного салона образования и XX Апрельской конференции НИУ ВШЭ. За живое задело высказывание министра просвещения РФ о цифровизации школы:

— Никто не собирается заменять школу онлайн-курсами, а учителей и учебники роботами и планшетами, – подчеркнула Ольга Васильева. – «Цифра» — это среда, это инструмент, она необходима для создания равных возможностей получения детьми качественного образования, потому что большая часть учащихся сегодня ходят в школы в сельской и отдаленной местности, а в пяти тысячах школ нет химических лабораторий Перед нами стоит задача создания к 2024 году безопасной цифровой образовательной среды.

Вроде бы мы все это уже не раз слышали, но почему же задело?..

Учебник vs Цифра

В современных школах провинции учебники для начальной школы покупают папы и мамы. Учебники, рабочие тетради, все вспомогательные пособия. Все четыре года. Я бы и рада заменить эту трату на покупку планшета, куда можно было бы загрузить необходимые пособия, но… каждый учебный год начинается с того, что мы сдавали и сдаем (на днях отдала за комплект книг младшего ребенка 4 485 рублей) деньги на все эти тетрадки-учебники-УМК. Многое из купленного используется на 30-40 процентов, но купить необходимо – заказы идут централизовано, на весь класс. Так что, я была бы не против замены бумажной среды на цифровую с более экологичным подходом. Но! Учителя не умеют работать в этой среде. Они не умеют дополнять урок грамотным цифровым контентом, не дают ссылки на интерактивные ресурсы, с помощью которых ребенок мог бы «допонять» тему, пополнить знания, отработать с помощью интерактивных программ навыки. Этого в провинциальных школах почти нет. Или так – за годы своей работы я не встречала.

Все ли равны?

Возьмем школы Москвы – очевидно, что разница даже с Подмосковьем ощутимая… Что говорить о школе в провинции и тем более в сельской местности? В сельской школе может не быть проблем с химическими лабораториями. Зато они есть с туалетами, с температурным режимом, окнами, снабжением водой и многим другим. И так уж случилось, например, в Карелии, что сейчас в этом обвиняют… поселения и сами школы, но не государство, которое недофинансирует отрасль образования в принципе.

Приведу один факт: финансирование образовательных организаций Петрозаводска – столицы Карелии – к 2021 году сократится на четверть. Об этом депутатам Петросовета рассказала начальник Управления образования Петрозаводска Светлана Пахомова. Доклад назывался «Развитие муниципальной системы образования Петрозаводского городского округа» и был представлен в марте 2019 года на заседании постоянной комиссии Петросовета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту. Вот такие цифры, связанные с финансированием, обнародовали во время презентации: 2017 год – 2 926 777, 72 тыс. руб.; 2018 год – 3 939 409, 60 тыс. руб.; 2019 год – 3 586 538,10 тыс. руб.; 2020 год – 3 102 949, 70 тыс. руб.; 2021 год – 3 004 993,00 тыс. руб. Из них даже не осведомленному в математике человеку видно, что в 2021 году финансирование вернется практически к уровню 2017 года.

В Пряжинском районе Карелии пока продолжает работу школа-сад в Савиново. С сентября три ученика начальной школы начнут учиться в Ведлозере. Еще два года назад в маленьком здании, одноэтажной избе, работал интернет – он оплачивался по федеральной программе. Как только финансовые обязательства перешли на уровень района, интернета в школе не стало. Оплачивает мобильный интернет директор школы из своего кармана, потому как без Сети в современной школе работать нельзя. О том, что в Питкярантском районе поселка Ряймяля интернет работает из рук вон плохо говорят и учителя, и выпускники. Проблемы с сетью есть и в Беломорском, и в Калевальском районах Карелии… Так что, пока говорить о доступности цифровой среды – это или лукавить, или не знать реального положения дел. Нет равенства и в том, что касается оснащения – компьютерами, планшетами… не говоря уже о роботах.

О химических лабораториях

Таких лабораторий нет в пяти тысячах школ. Из своего опыта родительства и работы, добавлю, что также в школах часто нет бумаги для ксерокопирования и сканирования, бесплатных учебников и рабочих тетрадей на печатной основе для начальной школы, нет туалетной бумаги, питьевых фонтанчиков, мыла, дверей в туалетных кабинках. Нет также и заявлений о том, как все это можно решить в ближайшие годы. Справедливости ради замечу, что это проблема не только карельских школ, но и в принципе провинциальных образовательных организаций, где все острее ощущается недофинансирование системы, педагоги перегружены неоплачиваемой работой и отчетностью. Отчетность, кстати, тоже постоянно обещают то ли сократить, то ли отменить, но воз и ныне там.

Еще одна ремарка вместо эпилога

Ученикам, учителям и родителям не нужно никаких высоких слов и обещаний. Просто надо сделать так, чтобы школы в провинции были профинансированы и не закрывались бездумно, чтобы учебники выдавали бесплатно, а дети могли нормально поесть в школьной столовой, чтобы кабинки туалетов были снабжены бумагой и дверцами, а медсестры находились в школах целый день. Если в образовательной организации появится быстрый Интернет, и детям позволят учиться, используя гаджеты, то российская школа шагнет вперед. Но для того, чтобы шагнуть, а не упасть, учителей нужно освободить от излишней отчетности, нужно научить их искать ресурсы для обучения детей в Сети и перестать грузить миссиями, которые невыполнимы. Надо дать школе шанс. Иначе, действительно, ее придется заменить онлайн-курсами.

Об авторе:

Мария Голубева – собственный корреспондент «Учительской газеты» в Республике Карелия, мама троих школьников

Фото Вадима Мелешко

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте