Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

​Конец света отменяется. Записки Виктора Болотова

Учительская газета, №23 от 10 июня 2014. Читать номер
Автор:

На сайте «УГ» прочитал статью своей землячки Надежды Князевой, учителя начальных классов красноярской школы №137, «Если ребенок напишет ККР самостоятельно, то ЕГЭ для него будет проще пареной репы!» (http://www.ug.ru/insight/442). Надо сказать, что текст этот меня смутил, и вот почему. По словам Надежды Константиновны, «ККР проходят себе тихонько уже четвертый год, ввергая в ужас родителей четвероклассников и пополняя кошельки экспресс-репетиторов». Но, насколько мне известно, оценки в журнал за краевые контрольные работы не ставятся, и уж тем более эта проверка не должна являться основанием для квалификации или дисквалификации учителя или школы в целом. То есть никакие карательные меры по ее итогам недопустимы, чтобы не сказать незаконны! Поэтому завышать результаты краевой контрольной, а уж тем более платить репетиторам за специальную подготовку, абсолютно бессмысленно.

Для чего вообще нужны ККР? Вовсе не для того, чтобы кого-то в чем-то уличить, а затем показательно высечь, но исключительно, чтобы понять, что дети могут, а что нет, что усвоили на отлично, а над чем еще придется покорпеть. Работы, подобные ККР, помогают выстроить систему повышения квалификации учителей, потому что если дети массово чего-то не знают или не умеют, значит, скорее всего проблема с подходами к преподаванию конкретных тем и разделов. Поэтому сравнение краевой контрольной с ГИА, а уж тем более с ЕГЭ, кажется мне по крайней мере некорректным. Потому как ЕГЭ и ГИА – это экзамены с высокими ставками, где от количества набранных баллов зависит многое, а ККР  не более чем диагностика, выяснение «средней температуры по больнице». Во всяком случае, так она была задумана, а если ее превращают в орудие устрашения,  с этим надо разбираться. Теперь об избыточном количестве заданий. Только по русскому языку их, как пишет Надежда Князева, семнадцать, включая мини-сочинение, и уложиться необходимо в сорок минут. Но кто сказал, что выполнить нужно все «от А до Я»? Возьмите любое международное исследование – PISA, TIMSS, PIRLSS,  там тоже никто не ждет от детей ответов на все вопросы. Одна из проблем наших школьников в том, что  они выполняют задания по очереди. И если что-то не получается,  «зависают» и дальше не с места. Это наша традиционная болезнь, которую особенно обидно наблюдать на всевозможных олимпиадах. Дело учителя – объяснить ребенку: если ты чего-то не знаешь, иди дальше, лучше решить пять задач из разных разделов, чем застрять на одной, потерять уйму времени, а с ней  и надежду на успех.И все-таки статья Надежды Князевой – это определенный звонок. Ведь из нее следует, что местные руководители образования не объяснили своим учителям, с какой целью проводятся эти контрольные. Думаю, в будущем учебном году и краевое министерство, и краевой Центр оценки качества образования должны провести более тщательную разъяснительную работу, чтобы у педагогов, родителей и детей не осталось вопросов, чтобы все были спокойны и не воспринимали ККР как конец света.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования. Профессор. Академик РАО.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту