search
main
Топ 10
Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей В российских колледжах появится около 500 учебных программ Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению Глава Минпросвещения: до 15 лет детям не стоит пользоваться интернетом Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Одаренные школьники Сочи получили именные премии Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей Конфликты в учительской: какие они бывают и как с ними справляться В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным Родителям российских школьников рассказали о важности трудового воспитания Михаил Мишустин заявил, что физики и математики очень нужны стране Девятиклассники из курского приграничья получат аттестаты с отличием на особых условиях ЕГЭ-2023: что обязательно нужно взять с собой на экзамен, напомнили специалисты РАНХиГС
0

​Искусство анализа художественного текста. Юность. Наука. Культура

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при этом происходят процессы постижения ценностно-смыслового момента текста. Это называется интерпретацией – наделением смыслом.

Каждый читатель берет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от потребностей и способностей. Что мы делаем при смысловом анализе? Сначала определяем предмет текста. О чем, например, сказка (или любой другой предложенный текст) рассказывает фактически? Это видно из названия. Теперь определим основную мысль текста. Это лучше сделать одним предложением. Не получается – одним абзацем в несколько предложений. Но не больше. Определение основной мысли текста – это показатель способности целостно воспринимать информацию. Так как любая целостность – это логическая взаимосвязь частей, то нужно и работать по частям: найти основные части сказки или другого текста, посмотреть, как они организованы в одно целое, в каком порядке расположены по отношению друг к другу. Следующий шаг – найти проблемы, затрагиваемые в тексте. Проблема – это вопрос. Для выявления проблем, затронутых автором, можно задавать любые вопросы (лучше их сразу записывать на листочек, чем больше – тем лучше). Эта операция по раскрыванию проблем-смыслов называется мозговым штурмом. Потом можно объединить вопросы в блоки (смысловые группы) и переписать по блокам. И вы увидите, что для вас стало самым привлекательным для продумывания. Раскодировать текст нужно весь, это обязательное условие. Прежде чем предложить собственное прочтение и понимание текста, мы обязаны понять его с позиции автора.Объективно разобраться в чем-то можно лишь тогда, когда выходишь на позицию стороннего наблюдателя. Встаешь над ситуацией и осматриваешь ее с разных точек зрения, отодвинув собственную веру и личные установки и предпочтения на задний план. Настоящий анализ требует именно такой позиции. Если сложно сразу понять, о чем текст, попробуйте поискать в тексте ключевые слова. Это те слова, которые важны и для автора, и для читателя. Автор явно зачем-то выделил их. Зачем? Задайте себе этот вопрос. Еще поищите ключевые предложения, утверждения, абзацы. Подумайте над тем, почему вы выбрали именно их. И подумайте над вопросом: точно ли именно их видел ключевыми автор? Или это утверждения, которые показались главными вам?В конкурсе «Золотая ветвь», который проводит Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», участники учатся видеть позицию автора и давать собственную интерпретацию текста. Интерпретация текста начинается с передачи прочитанного своими словами. При этом свои слова  не копия оригинала, а повторение авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться вашей рефлексией на высказанные в тексте утверждения. Смысл всегда передается своими словами. И все это должно завершиться главным – формированием собственного критического мнения. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может совпадать или не совпадать с авторским. Все это и есть искусство анализа художественного текста.Елена ГРЕКОВА, эксперт Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат философских наук,  Хвалынск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте