search
main
0

​Хватит кошмарить школу!

Мы повторяем публикацию статьи Евгения Ямбурга, заслуженного учителя России, директора московского центра образования № 109, из газеты \”Московский комсомолец\” № 26806 от 12 мая 2015 года.

Есть классическая работа психолога Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Занимался он преимущественно лечением нервных и психических заболеваний. В ходе этой кропотливой работы Эрик Берн пришел к выводу, что внутри каждого человека одновременно живут Взрослый, Родитель и Ребенок. И вступая в контакт с окружающей средой, человек всегда находится в одном из этих состояний.

Действительно, в жизни нередко приходится наблюдать шаловливых стариков или ворчливых подростков. Но похоже, что выводы известного психолога, касающиеся индивидуального поведения людей, сегодня можно с успехом отнести к действиям целых ведомств, демонстрирующих, говоря языком специалистов, коллективное бессознательное.

Передо мной — уникальный документ, воистину достойный психоанализа. Это распоряжение одного из региональных управлений МВД. (Не называю территорию, дабы ненароком не разгласить гостайну, ведь расплывчатая формулировка закона о ее охране таит угрозу для моих источников информации.)

«В рамках Глобальной недели безопасного дорожного движения, учитывая высокую общественную значимость данной тематики, в школах необходимо организовать:
— 05.05.2015 г. танцевальный флешмоб «Будь ярким! Стань заметным», в рамках которого предложим записать видеообращение к должностным лицам, от которых зависит безопасность детей на дорогах;
— тематические активности в образовательных учреждениях в виде акций, конкурсов, викторин.

Отчет о проведенной работе необходимо предоставить в форме видео- и фотоматериалов».

Это — самая малая часть того, что «рекомендовано» школам. Для тех, кто далек от знания реалий школьной жизни, поясняю. В мае остается чуть более двух недель до итоговой аттестации, к которой напряженно готовятся старшеклассники. Кроме того, если кто забыл, в это же время в школах идут праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы. И если относиться к ним не формально, требуется огромное напряжение сил педагогов и детей, чтобы достойно отметить этот святой день. При всей важности проблемы безопасности на дорогах, складывается такое ощущение, что авторы данного документа, говоря словами поэта, живут, «под собою не чуя страны». Впрочем, кое-какие веяния времени они все-таки уловили.

Я отдаю должное креативности полицейских, предписывающих своим распоряжением организовать молодежный флешмоб на заданную тематику. И могу лишь представить, с каким настроением, с какими изможденными лицами подростки вышли на это мероприятие. Конечно, лица можно прикрыть диковинными масками, но тогда данная акция приобретет черты монстрации.

Свои «тематические активности» (шедевр канцелярского стиля!) демонстрируют и другие солидные ведомства. Так, в марте 2015 года на той же территории было получено требование прокуратуры:

«В связи с проведением проверки исполнения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму в сфере образования необходимо предоставить в прокуратуру следующее:
— копии учебных планов;
— сведения о формировании в образовательных организациях библиотек, обеспечения учебниками и учебными пособиями обучающихся, в том числе русскому языку, литературе и отечественной истории;
— сведения о порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации, в т.ч. отдельно по русскому языку, литературе и отечественной истории;
— количество детей, родители (законные представители) которых причастны к террористической деятельности, не посещающих государственные и муниципальные образовательные организации (с разбивкой по возрастам)».

Ну, теперь-то, как говорят дети, ясно, «где собака порылась». Кровавый след терроризма следует искать прежде всего в учебных планах и школьных библиотеках. Если поразмыслить, то итоговая аттестация выпускников также таит в себе скрытые угрозы. А что? Не набрал нужного количества баллов, не прошел в вуз — остается один путь: в террористы.

В России у каждого солидного ведомства — своя зона ответственности, так или иначе затрагивающая школу, которая, каждодневно выполняя их предписания, должна еще как-то исхитриться обучать и воспитывать детей. Чтобы и невинность (лояльность по отношению ко всем ведомствам) соблюсти, и капитал (знаний, передаваемых детям) приобрести, директорам школ приходится проявлять чудеса изобретательности. Один многоопытный коллега даже ввел в штатное расписание школы специальную должность своего заместителя. Не буду раскрывать ее официального наименования, но неофициально директор называет этого человека «зам по беде». Его служба и опасна и трудна. Заключается она в оперативной реакции школы на все внешние раздражители. Какие бы несвоевременные или абсурдные распоряжения ни приходили извне, он немедленно готовит требуемые документы и отчеты, сохраняя время и силы остальных сотрудников школы для педагогической деятельности.

Терроризм, безопасность на дорогах, экология — действительно серьезные проблемы, разумным образом погружать в которые, разумеется, нужно и детей. Но то, как это предписывают делать, вызывает только сарказм; неизбежная реакция на абсурд и показуху.

Доходит до сатирического уровня Гоголя и Салтыкова-Щедрина.

Так, в апреле 2015 года из Комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения приходит письмо на имя главы района с предложением провести акцию по очистке от мусора берегов водных объектов в местах неорганизованного отдыха населения: «К акции привлекаются население, организации, расположенные вблизи водных объектов, а также образовательные учреждения».

Какие-то «Веселые картинки» про взрослых…

В борьбе с терроризмом — проверим итоговую аттестацию и заодно выявим детей «врагов народа». Организуем «флешмоб» и «тематические активности» в виде викторин, конкурсов и акций. А комитет, который по сути самого своего названия должен оградить детей от нахождения вблизи водоемов, берега которых загажены всякой дрянью, призывает вывести их на уборку годовалого мусора! Роспотребнадзор почему-то загадочно молчит. А школы вынуждены «брать под козырек»: в противном случае им грозят санкции, которые будут для них посильнее западных.

И вот почему, собственно, я пишу эту статью, привожу все эти примеры. По моему прогнозу, в ближайшее время «творческие активности» всевозможных ведомств значительно возрастут. На чем основан этот прогноз?

Страна находится в сложном положении. Необходимость решать проблемы импортозамещения, сохранения рабочих мест диктует властям задачу поддержки малого и среднего бизнеса. А для этого хочешь не хочешь приходится ослаблять государственное давление на предпринимателей. И вот уже из уст первого лица страны мы слышим предписание правительству — подготовить специальный документ, ограждающий бизнесменов от бесчисленных проверок.

Так вот.
Нетрудно догадаться, и для меня лично очевидно, на какие объекты будут направлены «высвободившиеся» силы соответствующих ведомств. Разумеется, в первую очередь на самых беззащитных и подневольных — учреждения образования и здравоохранения. Представляете, какой простор открывается для творческих ведомственных активностей?

И вывод у меня напрашивается сам собой: нужно перестать «кошмарить» не только бизнес, но и школы. Для чего следует немедленно включить их в готовящееся постановление Правительства РФ. Иначе времени на то, чтобы учить детей (в том числе и ваших, господа чиновники), у нас совсем не останется.

От редакции «Учительской газеты»

Просим “Общероссийский народный фронт” и лично Любовь Николаевну Духанину рассматривать статью Евгения Александровича Ямбурга как конкретные предложения, которые необходимо внести в готовящиеся правительственные документы.

NB! Данный текст Евгения Ямбурга опубликован в газете “Московский комсомолец” №26806 от 12 мая 2015

Фото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте