search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

​Финансовая грамотность для младших школьников: составляем и решаем задачи с региональным содержанием.

Человечество далеко не всегда пользовалось деньгами, и возможно, в будущем оно тоже сможет как-то обходиться без них. Но пока общество живет в мире товарно-денежных отношений, быть финансово грамотным необходимо каждому человеку.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Быть грамотными в области финансов важно всем категориям граждан.

Взрослым это необходимо для управления личными финансами и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, использовании различных финансовых продуктов и услуг, а также для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов.

Молодежи финансовая компетентность может помочь в планировании финансирования собственного образования или в решении жилищных проблем.

Детям финансовая грамотность дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Формирование полезных привычек в сфере финансов у школьников поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также закладывает основы финансовой безопасности и благополучия в течение жизни.

Полагаем, что лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить начальные навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе. Школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка и формировать личную финансовую грамотность. Считаем, что чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципов системности, последовательности, преемственности в логике «от простого к сложному», а также в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение полученных знаний и умений.

Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в системе школьного образования. Среди педагогов не существует единого взгляда на содержание обучения финансовой грамотности. В настоящее время этот вопрос является актуальным и открытым. Однако, следует учитывать тот факт, что в содержании школьного образования всегда прослеживаются три аспекта – общечеловеческий, национальный, региональный.

Под региональным содержанием образования понимается процесс и результат освоения обучающимися знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, опыта творческой деятельности, органическое сочетание которых способствует социализации обучающихся как членов определенной территориально-культурной общности, становлению их гражданской идентичности, обеспечивает личностное развитие и способствует формированию мировоззрения. При этом региональное содержание образования – это не только содержание образования, отражающее природно-географические, экономические, культурные и другие особенности региона, это социальный заказ, в котором выражены потребности и интересы субъекта РФ и отдельной личности, проживающей в данном регионе.

Математические задачи с региональным содержанием, на наш взгляд, являются эффективным средством финансового образования школьников. Они могут применяться как в ходе урочной, так и внеурочной деятельности. Но максимальная эффективность и результативность работы с математическими задачами с региональным содержанием достигается в том случае, если школьники сами составляют такие задачи для одноклассников, иллюстрируют их и представляют в авторских сборниках. Приведем примеры таких задач, составленных учениками начальных классов школ Архангельской области:

Задача 1.

Главной автомагистралью Архангельской области является Автомобильная дорога федерального значения М8 «Холмогоры» («Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск – Северодвинск»). Ее длина 1271 км. Сколько стоит билет от Архангельска до Северодвинска, если от Москвы до Архангельска надо проехать четыре раза по 309 км, а стоимость 1 км – 3 рубля?

Задача 2.

Село Ломоносово, расположенное в 4 км от села Холмогоры и в 73 км к юго-востоку от города Архангельска. Оно известно тем, что здесь родился выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Но немногие знают, что с. Ломоносово – родина еще двух замечательных деятелей: скульптора-классициста Ф.И. Шубина и ученого-физика М.Е. Головина. В селе находится историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова. Он устроен на месте, где стоял дом, в котором родился будущий ученый, в деревянном здании школы 1892 года. Надпись над входом гласит: «Училище им. Ломоносова 1868 г.». Экспонаты музея рассказывают о научной деятельности Михаила Васильевича, об истории села и крестьянском быте того времени, есть макет дома семьи Ломоносовых. Во дворе музея сохранился пруд, выкопанный отцом Михаила.

Группа ребят из 15 человек во время экскурсии в музей М.В. Ломоносова купила себе по 1 козуле каждый. Сколько всего денег они израсходовали, если за 6 козулей заплатили 300 рублей?

Задача 3.

Антониево-Сийский монастырь построен в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской обл.). По своему первому и главному храму носит имя Свято-Троицкий монастырь.

За поездку в Антониево-Сийский монастырь группа из 10 человек внесла в туристическую фирму аванс 24 000 руб. за всех. Какова будет стоимость путевки на 1 человека, если внесенный аванс за всех составляет 2/3 общей стоимости путевки?

Задача 4.

Знаете ли вы, что ягоды брусники и клюквы содержат бензойную кислоту – один из самых сильных растительных антисептиков? Поэтому и брусника, и клюква хорошо помогают при любых инфекциях – простудах, гриппе, ангинах, воспалении почек, циститах и многих других, кроме кишечных – из-за возможного раздражающего действия.

Жители села Березник собрали в заготовительную контору 3 тонны клюквы на сумму 300 000 руб. и 2 тонны брусники на сумму 240 000 руб. Стоимость какой ягоды за 1 кг будет выгоднее?

Архангельским институтом открытого образования издан сборник «Финансовая грамотность для начальной школы: сборник практических заданий» (авт.-сост.: Н. А. Подчередниченко, К. Е. Непомилуева. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2018). Издание адресовано учителям начальных классов, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, родителями и иным взрослым, заинтересованным в знакомстве детей с основами финансовой грамотности. В сборнике представлены практические задания, занимательные задачи с региональным содержанием, которые могут быть использованы на уроках математики, занятиях по финансовой грамотности. При составлении издания авторы использовали материалы участников регионального дистанционного командного турнира по основам финансовой грамотности для учеников 3-4 классов общеобразовательных организаций «Планета финансов».

Об авторе:

Надежда Андреевна Подчередниченко – кандидат культурологии, заведующий кафедрой теории и методики предмета АО ИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте