search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике В международном детском центре рассказали историю юной продолжательницы педагогической династии Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей Как и в какие сроки подавать апелляцию ОГЭ И ЕГЭ Спикер Госдумы призвал уходить от практики обучать в магистратуре бакалавров, отучившихся по другому профилю В российских колледжах появится около 500 учебных программ Новосибирский школьник запечатлел вспышку сверхновой звезды В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Сельским учителям-новоселам в Хакасии будут предоставлять квартиры Рособрнадзор: ЕГЭ по русскому языку прошел в штатном режиме Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку Что такое эффективный диалог? Как научиться разговаривать с коллегами, школьниками и их родителями Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей
0

​Евгения АБЕЛЮК, учитель литературы лицея №1525 «Воробьевы горы»: Чему может научить литература в школе?

Литература может и должна так заинтересовать человека миром вокруг, чтобы ему захотелось понять себя.

Пришвин говорил, что художник тот, у кого есть родственное внимание к миру. Читателю нужно такое родственное внимание к тому, что он читает, только тогда он почувствует то, что читает. Если оно есть, слова можно воспринять как поступок. В школьной программе есть знаменитое стихотворение А.С.Пушкина «Пророк», которое заканчивается словами: «Глаголом жги сердца людей». К нему можно относиться по-разному. Можно как к иллюстрации к 6-й главе книги Исая, можно как к стилизации, но, может, это все-таки лирика? Если знать, что предполагалась еще такая строфа у Пушкина: «Восстань, восстань, пророк России, // В позорны ризы облекись, // Иди, и с вервием на вые // К убийце гнусному явись». Он собирался, когда ехал к Николаю, к этому самому «убийце», представить стихотворение с этой строфой, но эти стихи так и остались в кармане его сюртука, потому что разговор получился достаточно свободным. На вопрос, был бы он на Сенатской площади, Пушкин ответил, что был бы, царь это воспринял. А между тем это показывает, что глубоко пережитая, выстраданная лирика заставляет посмотреть на эти стихи как на поступок. По большому счету курс литературы для того и существует в школе. В прошлом году в школьную программу был введен «Архипелаг ГУЛАГ», но его практически никто не читает, не изучает. Петербургская учительница Татьяна Еремина сейчас готовит книгу по «Архипелагу», идут семинары в Фонде Солженицына, московские учителя могут ходить туда, но ходят немногие. Как-то я спросила восьмиклассников, есть ли такие книги, которые как-то их перевернули (лично у меня была такая книга – «Планета людей» Антуана де Сент-Экзюпери). Немногие мне называли «Холстомер» Толстого, «Доктор Живаго» (кто-то сказал, что захотелось поездить по России), «Хроники Нарнии», «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, мемуары Галины Вишневской, называли картины, спектакли, но все же умению увидеть за словами поступок нужно учить. В 60-х Евтушенко произнес знаменитую фразу: «Поэт в России – больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться…» Сегодня эта фраза опять очень актуальна, так как изменилась наша ситуация, поэты должны брать на себя эту роль и совершать поступки. Я надеюсь на своих коллег, среди них много творческих людей, их надо поддерживать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте